Советские обои легко узнаваемы. Они все как будто похожи между собой, и кажется, что вариантов их было совсем немного. Но так ли это?
Мне стало интересно, кто и как придумывал рисунки для обоев в СССР, и есть ли в них есть какой-то скрытый смысл.
Оказалось, что точное количество узоров сосчитать очень трудно, я бы сказала, что даже невозможно. Дело в том, что выпускали обои в разных частях СССР, и везде выбор рисунков был достаточно большим. Например, только на обойной фабрике Пермского целлюлозно-бумажного комбината каждый год создавали по 30 новых шаблонов для обоев, а были и другие предприятия.
Чтобы понять, что это были за рисунки, разберемся сначала с процессом производства. Как и кто их создавал?
Я нашла советский фильм 79-го года о работе одной такой фабрики, благо, что в СССР любили снимать подобные познавательно-трудовые картины. Поэтому можно прямо посмотреть на лица создателей тех самых завитушек, которые потом долгие годы украшали наши советские квартиры. Вот они за работой:
Конечно, производство было промышленным, но изначально рисунки создавались от руки.
Видно, кстати, что трафарет делают сразу нужного размера. Как раз на ширину одного листа. И вот почему.
Рисунок переносят на такое вот специальное устройство для печати. Которое потом и позволяет катать бесконечно повторяющиеся узоры.
Это довольно старый метод, даже в России, на самом деле, он появился еще до СССР.
В фильме, кстати, есть сцена, где чиновники утверждают эскизы. Довольно интересный момент, что вот эти люди в какой-то момент и решали, какие в советских домах будут орнаменты.
С процессом создания советских обоев все более-менее ясно. Их было много, рисовали в ручную те самые женщины, что на кадре из фильма, а потом печатали километрами для новеньких хрущевок.
Но откуда те самые женщины брали идеи? Был ли у рисунков какой-то смысл?
На самом деле, большинство узоров можно назвать классическими и традиционными. Их использовали раньше, используют и сейчас. Но, что интересно, среди советских обоев можно найти отсылки к самым разным культурам и значениям. Вероятно, осознанно, все равно никто не понимал, что это за фигурки на обоях.
Так, довольно активно советские художницы использовали узор "Дамаск", который пришел к нам и в Европу с Востока (но не из Сирии, а из Китая!).
На фото выше пример рисунка на основе узора "Дамаск". Это всегда композиция из витиеватых линий с растительными мотивами. И смысл этого узора - природное богатство, изобилие.
Вариантов "Дамаска" в СССР было очень много. Это и логично: он достаточно нейтрален, использовался давно, привычен людям, и не вызывает каких-то неправильных ассоциаций. Его часто брали за основу и позволяли себе разные вариации: где-то больше веточек, где-то меньше, в целом, суть одна.
Бывали на советских обоях и достаточно неоднозначные узоры. Например, "Геральдическая лилия":
Этот розовый узор на кусочке обоев именно так и называется. И это знак французской королевской власти. Вряд ли советские художники хотели вложить этот смысл. Но символ все-таки взяли. Думаю, что они пользовались какими-то книгами с орнаментами, откуда заимствовали идеи, иначе откуда бы такое совпадение?
Довольно много было марокканских мотивов. Узоры в Марокко сами по себе неоднозначные, они уже представляют собой смесь узоров других культур, но советские художники легко брали их и изменяли под себя.
А еще на стенах в СССР можно было встретить "Четырехлистник":
Это очень древний орнамент, который тесно связан с геральдикой. И вообще-то такой рисунок часто используют как символ христианства, а еще его иногда называют символом счастья.
Вообще, надо сказать, на советских обоях было довольно много символов разных культур. Почти каждый рисунок содержал отсылку к какому-то национальному орнаменту. Иногда это были популярные во всем мире орнаменты, иногда очень локальные. Понятное дело, что мало кто мог эти символы узнать среди нового рисунка, созданного советскими художниками, поэтому обычно ценили обои все-таки не за тайный символизм, а за "красоту".