В Турции есть удивительное место, которое только начинает открываться миру — Фригийская долина. Я узнал, что активно развивать её как туристический объект начали лишь несколько лет назад. За это короткое время власти успели присвоить долине статус природоохранного заповедника и вложили в её инфраструктуру около миллиона турецких лир. Здесь можно увидеть гробницы и храмы, оставшиеся от римской и византийской эпох. Но самое поразительное — это древняя дорога, прорезанная в камне. Глядя на эти колеи, невольно задаёшься вопросом: какие неведомые транспортные средства, неизвестные современной науке, могли их оставить?
Раскинувшись на территории Малой Азии, долина занимает части четырёх провинций: Кутахья, Эскишехир, Анкара и Афьон-Карахисар. Сейчас сюда приезжает примерно 50 тысяч человек в год, но правительство намерено привлечь больше туристов, предлагая катания на лодках, квадроциклах и фаэтонах. А главная местная диковинка — те самые загадочные следы. Им может быть как три тысячи, так и несколько миллионов лет, и они настолько масштабны, что отчётливо видны даже на спутниковых фотографиях.
Исторический контекст: могущество Фригии
Чтобы понять это место, стоит вспомнить историю. Фригия была могущественным государством, основанным переселенцами с южных Балкан около 1200 года до н.э. Из античных мифов мы знаем, что фригийцы были союзниками Трои в войне с греками. Большинство историков сходятся во мнении, что царство достигло расцвета во втором тысячелетии до нашей эры, а к концу VII века до н.э. начало клониться к упадку. В 133 году до н.э. римляне превратили эти земли в провинцию, позже включив её в состав провинции Азия, после чего история Фригии стала неотделима от истории всей Малой Азии.
Неразгаданная тайна каменных колей
Скопления следов, найденные в долине, до сих пор ставят учёных в тупик. Колеи, прорезанные в каменных плато, причудливо пересекаются, сходятся и вновь расходятся. Они не просто лежат на ровной поверхности — они взбираются на возвышенности, огибают холмы и даже пролегают по их склонам. На некоторых каменных стенах между холмами видны вертикальные царапины. Анализ этих следов позволяет строить догадки о транспорте, который их оставил: линии поражают своей ровностью и прямотой.
Рядом с колеями встречаются и прямоугольные углубления в камне, правда, гораздо меньшей глубины. К сожалению, они сохранились плохо, поэтому сложно сказать, что именно их оставило. Одна из гипотез гласит, что это могли быть отпечатки снимаемого с повозок груза — размеры прямоугольников примерно совпадают с габаритами груза, который мог перевозить транспорт с соответствующей шириной оси и толщиной колёс. Как это ни удивительно, информации об этих колеях крайне мало, даже фотографий почти нет, в отличие от многочисленных снимков соседних архитектурных памятников.
Отсутствие исследований и возможные версии
Что ещё более странно — никаких серьёзных исследований этих следов со стороны археологов или историков не проводится. Возможно, причина в том, что современная наука просто не в силах дать внятного объяснения их происхождению. Ведь они проложены в вулканическом туфе миоценового периода, а это значит, что местные вулканы застыли около пяти миллионов лет назад.
Рассуждая об их происхождении, можно отбросить версию о природном образовании — характер следов явно указывает на их техногенную природу. Современная техника для этого слишком слаба, а фригийские телеги, судя по музейным экспонатам, вряд ли были способны на такое.
Остаётся предположить, что колеи могли быть оставлены ещё до того, как каменная порода окончательно затвердела. Ещё один поразительный факт: поблизости не найдено ни единого следа человека или животного того же периода. Ответы на эти и другие загадки Фригийской долины учёным ещё только предстоит найти.
Спасибо, что дочитали до конца! Если подобные темы Вам интересны, ставьте лайк или подписывайтесь на канал - это позволит алгоритму "Дзена" показывать вам чаще наши публикации и публикации каналов, которые пишут на те же темы!