Мне стало интересно узнать, что украинская компания «Татра-Юг», расположенная в Днепре, начала поставлять свои трамваи в египетскую Александрию. Оказывается, это предприятие является наследником легендарной чешской марки «Татра», которая теперь продолжает свою историю на украинской земле.
Легенда советских улиц
Трамвай Tatra T3 — это настоящая икона городского транспорта для многих стран бывшего СССР и Чехословакии. Лично я помню, как эти вагоны были неотъемлемой частью пейзажа российских городов. Удивительно, но некоторые из них до сих пор можно встретить на маршрутах, например, в Москве.
Изначально эти модели выпускала чешская компания Českomoravská Kolben-Daněk, более известная под аббревиатурой CKD. Её продукцию легко было узнать по фирменному логотипу, который стал символом качества.
Любопытно, что этот же завод производил и знакомые многим маневровые тепловозы ЧМЭ3. На фотографии хорошо видна характерная эмблема предприятия.
Новая жизнь бренда
После политических изменений 1989 года у компании начались серьёзные финансовые трудности. К концу 1990-х — началу 2000-х годов её структура полностью изменилась. Сегодня CKD, конечно, существует, но её деятельность уже не связана с производством рельсового транспорта.
А вот в украинском Днепре появилась компания «Татра-Юг». Изучая этот вопрос, я не нашёл прямых упоминаний о правопреемственности на официальном сайте CKD или в англоязычных источниках. Однако на собственном ресурсе «Татра-Юг» рассказывается следующая история:
История «Татра-Юг» началась в 1993 году. Именно тогда в Украине была создана масштабная техническая и материальная база для производства первого украинского трамвая. Развитие и рост производства трамвайных вагонов «Татра-Юг» происходили благодаря постоянной всесторонней поддержке самого крупного в мире предприятия по производству трамваев – ЧКД «Татра» (Чехия, основано в 1927 г.), которое передало нам свои технические знания и опыт работы на рынке. Все навыки в создании новых трамваев перешли к «Татра-Юг» после того как ЧКД «Татра» прекратила свою работу в 2003 году. За более чем 25 лет своего существования «Татра-Юг» разработала и выпустила 5 типов трамвайных вагонов, 4 из которых находятся в серийном производстве. В настоящее время трамваи «Татра-Юг» эксплуатируются в большинстве городов Украины, где есть этот вид транспорта (22 города), и доказали свою надежность, эффективность и высокое качество.
Производство организовано на мощностях «Южмаша» — известного украинского предприятия ракетно-космической отрасли. Это напомнило мне недавнюю историю с покупкой Роскосмосом Усть-Катаевского вагоностроительного завода. Видимо, производить городской транспорт на предприятиях, связанных с космосом, стало своеобразным трендом.
Современный модельный ряд и экспорт
Сегодня в портфеле «Татра-Юг» представлено четыре модели трамваев. В линейке есть одно-, двух- и трёхсекционные вагоны, включая варианты с низким уровнем пола для удобства пассажиров. Их активно закупают украинские города, а компания регулярно участвует в международных транспортных выставках. Особенно примечательно, что модель K-1E6 нашла своего заказчика за рубежом — её поставляют в Александрию, Египет.
Трамвайная сеть Александрии — одна из старейших не только в Африке, но и в мире. Её открыли ещё в 1863 году. Система прошла эволюцию от конки к паровой, а затем и к электрической тяге в 1902 году. Сегодня в городе действуют две отдельные сети с 38 станциями. Интересный факт: в истории александрийского трамвая даже были двухэтажные вагоны.
«Татра-Юг» выполнила заказ на 15 трамваев для Египта, и около половины из них уже доставлены заказчику.
Вагоны для Александрии имеют длину 22 метра и высокий уровень пола. Как отмечают специалисты, такое техническое решение было специальным требованием заказчика, обусловленным местными климатическими условиями и особенностями существующей трамвайной инфраструктуры.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что сегодня бренд «Татра» живёт и развивается уже как украинская, а не чешская компания — это важный факт, который, как я заметил, многие ещё не успели осознать.
