РЖД в скором времени планируют закупить партию обновлённых плацкартных вагонов. В них появятся сервисные зоны с холодильником и микроволновкой, а также душевые кабины. Однако, по моему мнению, несмотря на эти новшества, поездка в таких вагонах может оказаться менее комфортной, чем в нынешних. Сейчас объясню, в чём причина.
О каких новых плацкартах идёт речь?
Для начала стоит прояснить, чтобы не возникало путаницы: сегодня под термином «новые плацкартные вагоны» могут скрываться два абсолютно разных типа.
Во-первых, это вагоны, которые сходит с конвейера Тверского вагоностроительного завода. Предприятие выпускает их уже много лет, постоянно совершенствуя. Современные модели оснащены розетками и USB-портами для зарядки гаджетов, кондиционерами, биотуалетами и даже индивидуальной подсветкой для каждого пассажира. Только в прошлом году было изготовлено порядка 800 таких вагонов.
Во-вторых, это модернизированные плацкарты от Тамбовского завода «Вагонреммаш». Именно они недавно вызвали широкий резонанс благодаря появлению шторок у каждой полки. В этих вагонах переделали форму третьей полки, установили перегородки со встроенными лестницами и полностью обновили интерьер. Важно понимать, что это не новое производство, а глубокая модернизация старых вагонов в рамках капитального ремонта.
Так вот, все анонсированные улучшения — холодильники, микроволновки и душевые — касаются именно первой категории, то есть вагонов, которые производит Тверской завод.
Плацкартная версия на платформе «вагона-2019»
Заместитель генерального директора «Трансмашхолдинга» по развитию пассажирского транспорта Александр Лошманов пояснил следующее:
«По аналогии с купейным вагоном, который мы представляли на Рижском вокзале, мы разрабатываем аналогичный плацкартный вагон на базе модели 2019 года. Все общие зоны — сервисные помещения, душевые, информационное пространство — будут выполнены по единому сценарию, как и в купе», — приводит его слова РИА Новости.
Таким образом, Лошманов лишь подтвердил уже известную информацию: на базе перспективной модели 2019 года будут выпускаться не только купейные, но и плацкартные вагоны.
Особенности двухвагонного состава
Я уже подробно рассказывал о купейном вагоне-2019, но вкратце напомню его ключевые особенности, как положительные, так и спорные.
Это двухвагонный модуль, соединённый герметичным переходом. В одном из вагонов размещается проводник, а в другом — вместо его купе организована сервисная зона с холодильником и микроволновой печью. В каждом вагоне один из туалетов оборудован душевой кабиной. Предполагается, что пользование душем будет платным.
Итак, как же на самом деле следует воспринимать новость о новых плацкартах? Что в них действительно изменится для пассажира?
Первое и, на мой взгляд, самое существенное изменение — это принцип «один проводник на два вагона». Теперь один сотрудник поезда будет отвечать за обслуживание 108 человек.
Второе. Поскольку проводник один, то и входная дверь будет одна на оба вагона. Это означает, что посадка и высадка всех 108 пассажиров будет происходить через единственный проём.
Третье — появление душевых в туалетах. Сам факт внедрения душа в массовый плацкарт — безусловно, шаг вперёд. Однако остаются вопросы по практической реализации. Если пользование душем будет платным, будет ли туалет с ним постоянно закрыт, открываясь только по запросу? Пока чёткого ответа нет. Но если это так, то в каждом вагоне для общего пользования останется всего один туалет вместо двух.
И, наконец, те самые холодильники, о которых так много говорят. Их также планируется запирать. Ключ будет находиться у проводника, и неясно, по какому принципу пассажиры смогут им пользоваться — будет ли это бесплатно, по очереди или за отдельную плату.
Пока складывается впечатление, что новые плацкарты проигрывают нынешним моделям по ключевым параметрам обслуживания. К неоспоримым минусам я отношу одного проводника на два вагона и единственную дверь для посадки. А такие анонсированные плюсы, как холодильник и душ, выглядят спорно, поскольку оба объекта, судя по всему, будут недоступны для свободного использования.
