Мы уже писали и про некий загадочный туннель на Ладоге, и про заброшенную кирху в Лумивааре, но ничего не говорили про саму поездку, которая привела нас к тем объектам. А поездка, надо сказать, получилась исключительно увлекательной.
Я даже больше скажу: в ней я вдруг полностью проникся прелестью именно зимнего туризма. Абсолютно везде царит пустота, природа мертва и в то же время прекрасна; и если прежде ты не увлекался зимними путешествиями, а совершал вылазки только летом или в межсезонье, то видишь все совсем другими глазами. Кстати, при низких температурах еще и грунт всюду твердый, и ехать в сложных местах значительно проще, чем в теплое время. Об этом всем я и хочу написать подробно.
Планировалось объехать вокруг Ладоги за три дня по часовой стрелке. Правда, в итоге оказалось, что трех дней для этого совершенно недостаточно, особенно зимой, когда темнеет рано (в темноте ехать скучно и трудно), а дороги покрыты слоем льда, по которому желательно ехать очень неторопясь. На такую поездку лучше заложить дня 4, а то и 5, потому как нам в последний день пришлось сильно торопиться, и ехать без остановок от Питкяранты до Питера. А ведь на этом участке есть масса интересных мест, которые мы в итоге не посетили.
До на Куркиеки мы добрались по скучнейшей трассе «Сортавала», которая мне ужасно не понравилась тем, что после Кузнечного она сплошь огорожена заборами и с нее даже никуда не свернуть. Но стоило нам свернуть на старую дорогу, как сразу стало интересно и очень красиво. Тут, кстати, не помешали бы цепи, которые можно не снимать до самой Лахденпохьи, так как дорога очень извилиста и имеет массу крутых подъемов и спусков. Все это, конечно, состоит из чистейшего укатанного льда, по которому я не рисковал ехать быстрее 40 км/ч.
Здесь, в лучах опускающегося Солнца, я смутно узнавал знакомые мне места, по которым нам когда-то уже приходилось ездить на велосипедах и мотоцикле. Было очень трудно удержать себя от того, чтобы не съехать в на какой-нибудь проселок, покрытый девственным снегом и уходящий в лес.
Удерживать мы себя не стали, и по какой-то из попавшихся дорожек забрались в скалы, пока не уперлись в явный тупик — дальше виднелись только россыпи камней.
Вот здесь-то я и почувствовал, насколько же мне все это нравится! За все то время, что мы пили чай в окружении нетронутого снега, по большой дороге, видневшейся между сосен, не проехала ни одна машина. Не было кругом слышно ни звука, и было очевидно, что все, кто живут в этих краях сезонно, сейчас разъехались по своим зимним домам, находящимся в совершенно других местах.
Но нам требовалось двигаться дальше, так как темнеть еще не собиралось, и останавливаться здесь было бы рановато. Да и насладиться той умопомрачительной дорогой, петляющей среди скал, лесов, и опустевших деревень — нам тоже хотелось.
Так мы проехали Куркиёки, в которых жизнь буквально била ключом. За истекшие с прошлого посещения года здесь совершенно ничего не изменилось. Все те же магазины и те же домики, и даже краеведческий музей остались на месте.
Но все это нас не интересовало. Мы отправились дальше и вскоре пересекли реку Соскуанйоки.
Здесь уже подумалось, что нужно искать какой-нибудь хорошее место для стоянки, и очень кстати нам подвернулась очередная многообещающая проселочная дорога. Правда, на ней виднелись следы от снегоходов, но я подумал, что, пожалуй, тихий закоулок мы себе все-таки найдем.
И в самом деле! Вскоре я увидал слева просеку, уходящую в подъем, на которой виднелась чья-то застарелая занесенная снегом колея. На карте в той стороне было нарисовано озеро Мялькинлампи, и ни секунды не раздумывая, я свернул.
Забраться по снегу в подъем с первого раза у меня не вышло. Все-таки поездка наша была очередной «тренировочной», и одной из ее задач ставилось развитие навыков управления буханкой в разных условиях. К этому моменту я уже кое-что чувствовал, поэтому откатился по собственным следам назад и попробовал еще разок.
Теперь-то машина, наконец, взяла препятствие, и через минуту мы уже пробирались вдоль леса к озеру. Ну, вот, собственно, и оно — пятно льда среди белого снега впереди. Здесь и встанем.
Кстати, одной из задач этой поездки были испытания нашего кемперного хозяйства. Оно, конечно, не подвело. И когда мы ходили гулять к озеру, то снова думали, насколько же круто кататься именно зимой и именно на кемпере. Для полного счастья не хватало только лыж, которые я поленился взять с собой.
Но все равно все было прекрасно: ты ходишь, мерзнешь, наслаждаешься пустотой окружающего пространства в полной уверенности, что тебя никто не потревожит, а потом возвращаешься в свой маленький теплый домик, стоящий с видом на вечерний зимний лес. Да-да, ты сам каждый раз выбираешь себе тот вид из окна, который тебе хочется наблюдать.
И в отличие от яхты, например, на суше ты не запариваешься какими-либо опасностями, ну и главное, что все это происходит зимой. Казалось бы, знакомые места в это время выглядят совершенно иначе. К тому же, какой бы лодкой ты ни владел, зимой она все равно стоит на берегу, занесенная снегом, а ты уныло сидишь дома. А кемпер позволяет дома не сидеть, а с большим комфортом путешествовать в любых условиях. Вот, кстати, и чайник закипает — пора доставать сковородку.
В течение ночи температура понижалась примерно до -10 градусов, но отопитель прекрасно справлялся со своими задачами. Проверив утром бак, я увидел, что примерно за 12 часов, что мы тут стояли, израсходовалось около 4 литров солярки, а напряжение второй батареи, от которой питается отопитель, не опускалось ниже 12В. Построенная мебель так же полностью нас удовлетворяла: не хватало только теплых штор на окнах, съемного столика, и более приятного салонного освещения.
Сделав эти наблюдения, мы двинулись дальше. Возле Лумиваары мы посетили великолепную заброшенную кирху, о которой уже писали.
Далее мы проехали Лахденпохью, где закупились продуктами в магазине.
И где не могли отказать себе в удовольствии пообедать в порту с видом на Якимварский залив.
Сколько раз мы бывали здесь летом, но зимой оказались на этом причале впервые! В общем, яичница, приготовленная возле того места, где мы ставили на якорь свои лодки, оказалась особенно вкусной и романтичной.
Далее мы были вынуждены вернуться на новую дорогу, по которой добрались до Сортавалы.
Времени на поездку, как я уже говорил, мы заложили слишком мало, и поэтому здесь не останавливались. Сортавала — довольно приятное место, но не настолько, чтобы тратить на него драгоценные часы светлого времени суток.
Поэтому без остановок мы отправились до деревни Ууксу, что расположена неподалеку от Питкяранты, и там свернули на полуостров Ууксалонпяя, где меня привлекал тот самый «тоннель» о котором мы тоже уже писали.
Оказалось, что через полуостров идет широкая и хорошо раскатанная дорога. Это, конечно, сразу лишало его всякой загадочности, но следы в основном были уже старыми и запорошенными снегом, поэтому мы рассчитывали на одиночество и медленно ехали по этой дороге, подпрыгивая на ямках и объезжая редкие упавшие на нее деревья. И вдруг, когда мы добрались до узкого перешейка, соединяющего 2 части Уксолонпяя, нашим глазам открылась Ладога!
Озеро, не прикрытое здесь никакими островами, было совершенно свободно ото льда, весьма свежий ветер гнал на обледенелые берега черные волны, и выглядело все это это настолько круто и сурово, что мы сразу поняли: наш переход на сегодня закончен. Я свернул с дороги к берегу, аккуратно поставил машину среди камней и деревьев, и добился тем самым идеального вида из окна.
Стоило нам покинуть салон, и мы сразу почувствовали насколько тут неуютно на самом деле. Ветер дул совершенно ледяной, и хватило нас только на то, чтобы поскальзываясь доковылять до имевшегося здесь старого рукотворного волнореза, поскальзываясь на обледенелых булыжниках. Так же, едва не отморозив руки, я набрал в озере 10 литров воды, разгребая колыхающуюся ледяную кашу у берега, и после этого скорее побежал «домой», греться и наслаждаться всем этим через стекло.
Ночью пошел снег и ветер усилился настолько, что машину даже раскачивало, но, как и на прошлой стоянке, внутри кемпера ничто не говорило о том, насколько сейчас холодно и неприятно снаружи. Я это понимал только в те моменты, когда открывал форточку чтобы покурить, или пытался выйти по нужде. Даже несмотря на то, что у нас имеется туалет, древний инстинкт, заставляющий меня метить территорию вокруг лагеря, все-таки гнал меня туда, в метель и ледяную темноту, наполненную свистом и зловещим шуршанием льда.
Утром когда перед завтраком я отрывал от окошек примерзшие шапки, то снова подумал о том, что первым делом нужно установить, наконец занавески. Потом мы съездили к причалу и тоннелю, где снова было дико холодно и ветрено, и далее опять вернулись на трассу.
Теперь нужно было доехать прямо до дома, но пока стоял день, мы старались особо не торопиться. Далеко впереди нас ждало отвратительное и грязное Мурманское Шоссе, однако сейчас мы медленно ехали где-то между Салми и Видлицой, беспрестанно вертя головами: там и тут от трассы отходили очень заманчивые, давно никем не езженые проселки вправо и влево.
Жаль, что времени более не оставалось, и нам приходилось ехать и ехать вперед. Впрочем, когда трасса подошла почти вплотную к Ладоге, то соблазн стал не выносим, и мы все-таки нырнули в заснеженный лес.
Место, в которым мы оказались по настроению разительно отличалось от того, где мы сегодня ночевали. Ветер стих, светило солнышко, и было там уютно и весело.
Мы попили чаю, а потом я засадил буханку в лужу, провалившись под лед, и с большим удовольствием испробовал новую ручную лебедку.
Поездка наша складывалась просто прекрасно. И мы, и собаки были счастливы тому, что у нас появилась такая вот новая возможность — столь увлекательно кататься зимой.
Но время шло, нам пришлось собраться, выползти обратно на трассу и поехать дальше.
Мурманка, на которую мы свернули уже в сумерках, и впрямь была ужасна. Ее посыпали солью и песком, от чего она делалась отвратительно грязной; по ней постоянно ехали толпы машин. В общем ехать стало скучно, уныло, и вообще, я себя чувствовал как герой фильма «Апокалипсис», которого злобные ацтеки взяли в плен и теперь ведут через свои территории, опустошенные местной промышленностью. Но все это, конечно, уже не могло омрачить общих впечатлений от нашей поездки.