Возрождение магистрали: как ожила железная дорога Великий Новгород — Батецкая

В конце материала вас ждёт видеоролик с уникальными кадрами: редкие составы «Ласточка» в сопровождении тепловоза.

Исторический путь: от военных нужд к дачным поездам

Строительство железнодорожной ветки Луга — Новгород началось в период Первой мировой войны по инициативе военного командования. С момента своего запуска 13 июля 1916 года линия позволяла поездам развивать скорость лишь около 27-28 километров в час.

Пик популярности пригородного сообщения между Великим Новгородом и станцией Люболяды пришёлся на середину 90-х годов. Это было связано с массовой раздачей земельных участков под дачи местным жителям. В те времена на направлениях Великий Новгород — Батецкая и Великий Новгород — Луга курсировали ставшие легендарными дизель-поезда Д1, а общая атмосфера чем-то напоминала оживлённые индийские маршруты.

Упадок и забвение

С наступлением 2000-х интерес к дачам в столь труднодоступной местности стал угасать, участки забрасывали, и спрос на железнодорожные перевозки резко сократился. В 2013 году был отменён последний пригородный состав на маршруте Великий Новгород — Луга, и жизнь на этой ветке практически замерла. Единственным стабильным элементом расписания стал поезд №65/66 Минск — Мурманск, проходивший по участку Великий Новгород — Батецкая дважды в неделю. Пригородное сообщение поддерживалось лишь эпизодически в летние месяцы, да и то не каждый год, с частотой 1-2 рейса в неделю. Грузовые перевозки также сошли на нет.

Переломный момент наступил в 2012 году, когда был проведён капитальный ремонт отрезка Батецкая — Луга. Этот участок стал активно использоваться для перевода грузовых составов с Витебского направления на Псковское и обратно. Такое изменение фактически разделило линию Великий Новгород — Луга на две независимые части: Великий Новгород — Батецкая и Батецкая — Луга.

С 2013 по 2018 год по всему маршруту Великий Новгород — Луга проходило в среднем всего три поезда за неделю. В 2017 году была окончательно закрыта станция Люболяды.

Неожиданное оживление

Однако в 2018 году ситуация кардинально изменилась. По линии стал курсировать поезд №79/80 Санкт-Петербург — Калининград, следующий через Великий Новгород. А в начале 2019 года маршрут состава №819/820 Петрозаводск — Великий Новгород продлили до Пскова. В итоге, сейчас за три часа по участку Великий Новгород — Батецкая проходят три поезда — столько же, сколько раньше проходило за целую неделю. Станцию Люболяды расконсервировали, и она снова принимает пассажиров.

Будущее под вопросом

Лично я сомневаюсь, что такой относительно высокий уровень движения сохранится надолго. Скорее всего, поезд Санкт-Петербург — Калининград уже в следующем зимнем расписании вернётся на свой прежний, более прямой маршрут. В Великом Новгороде в этот состав садится всего несколько пассажиров, и такой слабый пассажиропоток вряд ли оправдывает столь длинный объезд.

Поезд Петрозаводск — Псков, возможно, продержится дольше. Но и он сейчас едет практически пустым, а предпосылок для роста числа пассажиров пока не видно.

Надежда на местных жителей

Очень хочется верить, что в предстоящий летний сезон на этом участке запустят полноценный ежедневный пригородный поезд, рассчитанный именно на нужды местного населения. Всё, что было организовано ранее, больше походило на формальное выполнение обязательств по «транспортной доступности» и не находило реального отклика у жителей.

Так что, ценители железнодорожных диковинок, добро пожаловать на линию Великий Новгород — Батецкая. Сейчас там можно увидеть электропоезда «Ласточка» модели ЭС1П, которых на сегодняшний день выпущено всего четыре единицы.

Видеоприложение: за три часа в деревне Мойка Новгородской области можно заснять три проходящих поезда, включая новые «Ласточки» ЭС1П, которые ведёт тепловоз ТЭП70БС.

Обязательно включите субтитры к видео — в них содержится много полезных пояснений.