Семейный долг: дочь в заботах, сын в деньгах

– Мой младший брат Сережа полностью устранился от всех хлопот! – делится сорокалетняя Ирина. – Лишь раз в неделю звонит с формальным вопросом: «Как там мама?». А ведь он всегда был её любимчиком!.. А вся реальная забота легла на мои плечи. Уже целый год у меня нет ни минуты покоя. Чтобы было проще, мы перевезли маму практически в соседний дом, сняли для неё квартиру. Ездить каждый день в её Балашиху было бы нереально, это выматывало бы полностью…

– Это действительно тяжело…

– Даже когда она в соседнем доме – это каторга. Я бегу к ней сразу после работы, отпускаю сиделку, сама готовлю еду, кормлю, помогаю с гигиеной, даю лекарства. Нужно и постирать, и прибраться. Ночу я у себя, а в шесть утра уже снова у мамы – проверить, как она провела ночь. К восьми приходит сиделка, и я мчусь на работу… Сейчас маме стало чуть лучше, она даже начала немного ходить по квартире.

– Это же отличная новость, даёт надежду!

– Да… Но моя собственная семья оказалась заброшена. Дети растут сами по себе, хорошо хоть уже не малыши, а школьники. Но старший-то в девятом классе, готовится к ОГЭ, его нужно контролировать, а у меня на них просто не остаётся ни сил, ни времени. Мужу тоже достаётся по остаточному принципу, и это меня очень тяготит…

Забытая семья и чувство вины

...Вся жизнь Ириной семьи в этот год перевернулась. Дети и муж живут своей жизнью, предоставленные сами себе. Они готовят себе еду, как-то справляются. Конечно, они не предъявляют претензий, понимают сложность обстоятельств. Но у Ирины сердце разрывается от чувства вины перед самыми близкими.

– Пробовала готовить на несколько дней, большими кастрюлями, но им же не хочется есть одно и то же! – сокрушается Ирина. – В итоге еда часто отправляется в мусор. А готовить свежее каждый день дома у меня просто нет времени. Квартира запущена, генеральная уборка давно назрела. Сыновья пытаются помочь по дому, но это, конечно, далеко от идеала…

Бесплодные разговоры с братом

– Знаешь, тебе нужно серьёзно поговорить с братом, с Сергеем. Несправедливо, что ты одна всё тащишь. Это и его мама! Почему он даже не навещает её?

– Ой, да я с ним только об этом и говорю! Тысячу раз пыталась до него достучаться. У него на всё один железный ответ: «Я могу помочь только финансово»! Даст денег – и считает, что с него взятки гладки! Как можно так рассуждать? Деньги решают далеко не всё, нужны реальные действия, время, участие…

– Подожди, но выходит, что деньги на маму он всё-таки даёт?

– Ну… в общем-то… Да, даёт! Все финансовые вопросы лежат на нём. Год назад, когда мама попала в больницу и врачи нарисовали такую неутешительную перспективу, он сразу предложил схему: с него – все расходы, сколько потребуется, с меня – всё остальное. То есть весь непосредственный уход, присмотр, готовка, руководство сиделкой, за которой, как известно, тоже нужен постоянный контроль…

– И квартиру для мамы он оплачивает?

– Да. Именно он снял квартиру рядом с моим домом, организовал переезд, каждый месяц переводит деньги на сиделку. Раз в неделю заказывает продукты на маму и сиделку и, естественно, сам за всё платит. Все вопросы с врачами, организация массажа, лечения – тоже на нём, скорее всего, всё это платное, я в эти детали не вникаю…

Финансовая реальность

…По правде говоря, оплачивать хотя бы часть этих расходов Ирина сама бы не смогла: они с мужем живут скромно, выплачивают ипотеку. Даже половина затрат на аренду и сиделку стала бы для них серьёзным ударом по бюджету.

Хорошо, что Сергей хорошо зарабатывает, и деньги для него не являются проблемой.

– Ну, тогда ещё можно как-то существовать, когда все основные расходы покрыты и не надо ломать голову, где взять деньги в следующем месяце. А ты говоришь – устранился, не участвует…

– Конечно устранился, потому что вся физическая и эмоциональная нагрузка на мне одной! – голос Ирины дрожит от обиды. – Это несправедливо! Жизнь Сергея не изменилась ни на йоту. Он так же развлекается, отдыхает, встречается с друзьями, после работы идёт домой к своей семье. Летом они с женой ездили в отпуск, а я лишена даже этой возможности. Я и не фанат путешествий, но просто обидно! Я ему говорю: «Хоть бы ты к маме зашёл, посидел с ней, подменил меня хоть пару раз в неделю!». Нет, не хочет. «Мыть её я не буду, я мужчина, мне неудобно!» – вот его ответ.

– Ну, возможно, в этом есть своя логика…

– Отличная отговорка, нечего сказать! Неудобно. Я предлагаю: «Пусть твоя жена поможет, сделает что-то для твоей же матери. Она же помогала ей с вашим ребёнком, пусть теперь и ответит добром». Но об этом даже речи не идёт. Его жена не будет ухаживать за нашей мамой. Дали денег – и всё, больше ничем не обязаны…

– Может, сдать мамину квартиру и нанять вторую сиделку, чтобы тебе было легче?

– Ой, да с этой квартирой будет больше проблем, чем денег. У моей подруги, например, квартиранты устроили потоп с восьмого по четвёртый этаж и тихо сбежали, сменив номер. Мне сейчас только этих хлопот с арендаторами не хватало! Да и квартиру ту перед сдачей нужно привести в порядок, а кому этим заниматься? Мне некогда! А братец ловко от этого всего устранился. Даёт деньги и считает, что на этом его миссия выполнена!

***

Вопрос к читателям

Как вы считаете, справедливо ли называть ситуацию, в которой брат полностью оплачивает все нужды матери, «ловким устранением» и равнодушием?

С одной стороны, сестра несёт огромную физическую и временную нагрузку, но зато с неё не требуют финансового участия. Возможно, ей стоит быть благодарной брату.

Или же правда «нечестно»? Брат неправ и должен участвовать именно в непосредственном уходе, а не откупаться деньгами?

Как вы оцениваете эту ситуацию? Что думаете?