Почему некоторые родители видят вред в советских мультфильмах: 5 примеров

Недавно я размышлял о довольно любопытном феномене: некоторые современные родители сознательно ограничивают показ советских мультфильмов своим детям, полагая, что в них скрыты нежелательные посылы или даже вредные идеи.

На мой взгляд, важно помнить, что мультипликация в первую очередь создавалась для детской аудитории. Ребёнок воспринимает историю непосредственно, увлекаясь сюжетом и персонажами, в то время как взрослый, с его богатым жизненным опытом и аналитическим умом, порой склонен искать глубинные смыслы там, где их изначально не было. Взрослый может усмотреть в весёлой истории о попугае Кеше намёки на суицид, а в классической сказке о Красной Шапочке — элементы хоррора, которые вряд ли приходили в голову самим создателям.

Если задаться такой целью, то пропаганду чего угодно можно отыскать даже в самой безобидной и светлой истории. Как метко заметил один из комментаторов в обсуждении этой темы, после того как «Ну, погоди!» ограничили по возрастному рейтингу, следующим под удар может попасть и добрый Ёжик из тумана. Или возьмём рассказ Николая Носова «И я помогу» — простую историю о помощи, в которой отдельные бдительные граждане умудрились разглядеть чуть ли не состав уголовного преступления.

Хочу поделиться примерами пяти культовых советских мультфильмов, которые, как ни парадоксально, иногда попадают в «чёрный список» у части родителей. Эти мультики знакомы и любимы многими поколениями, но сегодня на них смотрят под новым, порой неожиданным углом.

1. «Бременские музыканты»

Как можно остаться равнодушным к этому шедевру с его потрясающими, запоминающимися на всю жизнь песнями? Однако находятся те, кто в жизнеутверждающих строках «Наши стены — сосны великаны, наша крыша — небо голубое» усматривает романтизацию бродяжничества и бездомности. А яркий и стильный образ Принцессы с её коротким платьем некоторые расценивают как намёк на излишнюю раскрепощённость.

2. «Карлсон»

Эта добрая и остроумная экранизация сказки Астрид Линдгрен — классика, которую можно пересматривать бесконечно. Тем удивительнее, что отдельные мамы и папы с развитым воображением видят в забавном, немного эгоцентричном, но в душе добром Карлсоне подозрительного «взрослого дядю», который навязчиво дружит с маленьким мальчиком, что трактуется ими в негативном ключе.

3. «Ну, погоди!»

Да, Волк — классический отрицательный персонаж, и его образ действительно включает множество неблаговидных черт: курение, выпивку, хулиганские замашки и погони за Зайцем. Это очевидно. Но некоторые родители опасаются, что подобное поведение, показанное в динамичном и весёлом ключе, может некритично восприниматься ребёнком как пример для подражания. У меня же всегда возникает вопрос: разве мультфильмы — истинная причина асоциального поведения?

4. «Крокодил Гена»

Думаю, если бы авторы этой удивительно тёплой истории о дружбе — Эдуард Успенский и режиссёр Роман Качанов — узнали, какие интерпретации их творение порождает в XXI веке, они были бы крайне удивлены. Откуда, спрашивается, в этой доброй сказке взяться жестокому обращению с животными? И каким образом эпизодическое появление сигареты в руках Шапокляк превратилось в глазах некоторых в «пропаганду курения»?

5. «Возвращение блудного попугая»

«А вы бывали на Таити?» — фраза, ставшая крылатой. Этот мультфильм с его харизматичным, эгоистичным, но бесконечно обаятельным попугаем Кешей, помешанным на Modern Talking, — один из моих самых любимых. Кеша больше похож на капризного и избалованного ребёнка, чем на птицу. Однако многих родителей всерьёз тревожит сцена из третьей серии с намёком на петлю, которая воспринимается ими как опасный и недопустимый для детского просмотра образ.

Если вы, как и я, цените добрый юмор и мудрость советской мультипликации, ставьте «Палец вверх» и подписывайтесь на канал :)