Село Гуниб. Одно из самых лучших мест Дагестана

Штампы в сознании легко превращаются в литературные клише. Так в бесчисленных источниках появляются бессмысленные описания. Бессмысленные — по сути приводимых сравнений. Подмосковные Альпы. Русская Швейцария. Сравнение двух разных по смыслу территорий, даже при наличии определенного визуального сходства — лучший способ обесценить предмет рассказа.

Поворот к Гунибскому водохранилищу

Оказавшись в Гунибском районе Дагестана, очень хорошо это понимаешь — сравнить эти места с Альпами, Котскими, Баварскими. Доломитовыми, Бернскими или любыми другими — решительно невозможно. В голове, конечно, возникают кое-какие образы из Юго-Восточной Азии, например, из городка Сапа в предгорьях главной вершины Вьетнама — Фансипана.

Мост через реку Каракойсу и наш верный Peugeot Traveller 4x4

Но, скорее, не визуально, а на уровне ощущений; И там, и тут, в сладком горном воздухе ощущается дополнительная степень свободы, отсутствующая не только на равнинах, но и в других горных регионах Кавказа.

Типичный вид из нижней части Гуниба на долину

Не уверен, удалось ли донести до читателя ощущение, с которым я поднимался по ведущему в Гуниб крутому серпантину, но что есть, то есть — было предвкушение чего-то действительно самобытного. Все мои ожидания, впрочем, были разрушены — я получил гораздо больше.

Припарковались во дворе

Село Гуниб расположено, натурально, на вершине плосковерхой горы — Гунибском плато. С похожего ракурса Гуниб рисовал Айвазовский, делал он это с соседних Кегерских высот, но это просто фотографии с коптера.

Кегерские высоты

Центр села расположен на высоте в 1234 метра над уровнем моря, но, фактически, поселение стоит на двух уровнях, а скорее даже на трех — вверху крепость и немногочисленные и гостевые дома, основной уровень — центральная часть поселка, музей, кафе и административные здания, и на нижнем уровне — частный сектор, районная больница, полиция.

Собственно, напротив здания полиции мы и разместились в просторной квартире у Абдусамада и Аминат, поразивших нас своим искренним гостеприимством. В день заселения нас ждал вкуснейший ужин, а малышу принесли новенькие игрушки, которые в итоге уехали с нами в Москву.

По-дружески внимательное отношение окружающих — важная часть атмосферы дагестанских сел и Гуниба в частности. Уют атмосфере придает практически полное отсутствие заборов и высоких ворот.

Разнообразные каменные домики стоят друг у друга на крыше, в в силу неприветливости рельефа; В итоге застройка получается с одной стороны очень плотной, с другой — какой-то открытой. Из раскрытых окон улыбаются люди, и зовут тебя в гости.

Вид на Гуниб сверху

Гуниб — по местным меркам, главный туристический центр, хотя на первый взгляд этого и не скажешь. Тут есть магазины и несколько кафе, но уклад жизни пока еще словно не зависит от туризма — по сравнению с той же Азией нет сотен гестхаусов и пунктов проката треккинговых палок, джипов, мопедов и электровелосипедов.

И это невероятно здорово, хотя туристов сейчас множество, и далеко не все их "прикид" соответствует не только местным, но и вообще хоть каким-то приличиям. Впрочем, замечаний за излишне откровенный наряд тут вам, скорее всего, не сделают. Дагестанцы тактичны.

Старинная каменная лестница идет в обход длинной петли серпантина, мимо старых каменных домиков. Кудахтанье кур, душистая сирень, шум водопада. Где-то там, ближе к нижней части села, он превращается в реку грязи — с вывозом мусора тут реально беда, и площадки вокруг мусорных контейнеров, или пустыри на задворках, выглядят так себе.

Обратите внимание: Пожалуй, один из лучших способов засолки рыбы. Попробуйте опровергнуть.

Зато местами есть общественные туалеты…

Подниматься наверх по лестнице удобнее, чем по дороге — при том условии, что малыш сидит в специальном рюкзаке. Тротуара на основной дороге нет, так что катить в гору детскую коляску приходится по проезжей части. Благо, опять же, местные жители стараются ехать аккуратно и всегда тебя пропустят.

Поднимать коптер во дворе, граничащем с отделом — не решаюсь. Иду на виток дороги ниже. Крепкий седой старик копается под капотом старого жигуленка. Здравствуй! А покажи мой дом. А куда выложишь, на ютуб? Я только ютуб смотрю. Поднимай повыше. А сам откуда? Ах, из Москвы! Ну покажи им там, пусть Путин увидит, как мы живем! С высоты полета коптера видно, что верхний этаж дома старика не достроен — даже крыши нет. Но ниже — вполне себе монументальное каменное строение. В Дагестанских селах все дома — крепкие, как местное рукопожатие.

На самой вершине, над Гунибом, высится крепость, точнее, оставшаяся от нее крепостная стена, выстроенная во второй половине 19 века — уже после того, как Шамиль принял присягу на верность России.

Впрочем, ворота имени непобедимого Шамиля стоят намного выше, чем ворота генерала Барятинского, принявшего его капитуляцию.

Эти события предопределили не только окончание Кавказской войны, но и, кажется, дальнейшие взаимоотношения дагестанцев и русских. Впрочем, как и прежде, почти 97% населения Гунибского района — аварцы.

Культурные различия очевидны — несколько раз в день я слышу усиленный ретрансляторами голос муэдзина. Но про этнические нюансы в Дагестане в целом и в Гунибе в частности, почему-то, совсем не задумываешься — повода нет.

Это понимание становится особенно очевидным, когда, наконец, соглашаешься зайти в гости на чай к совершенно незнакомым людям — тебя ждет шикарный ужин и вечер интересного общения, в ходе которого становится ясно — не такие уж мы и и разные, и есть чему у горцев поучиться.

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: Село Гуниб. Одно из самых лучших мест Дагестана.