Как устроен китайский плацкарт и подойдет ли такой же вагон для России

В Сети любят обсуждать аналоги российских плацкартов во всем мире. Чаще всего параллели проводят с китайскими спальными вагонами в скоростных поездах Пекин – Шанхай. Так они выглядят снаружи.

Как устроен китайский плацкарт и подойдет ли такой же вагон для России

Впечатление о том, что это двухэтажные вагоны – ошибочное. В действительности, это обычный одноэтажный поезд, просто окна расположены отдельно для пассажиров нижнего и верхнего ряда мест.

Как устроен китайский плацкарт и подойдет ли такой же вагон для России

Спальные места в вагоне ориентированы также, как боковые полки в нашем плацкарте, однако они длиннее (195 см) за счет того, что ноги пассажира убираются в «ящик», который одновременно является столиком для другого пассажира.

Как устроен китайский плацкарт и подойдет ли такой же вагон для России
Как устроен китайский плацкарт и подойдет ли такой же вагон для России
Как устроен китайский плацкарт и подойдет ли такой же вагон для России

При этом места расположены со смещением по отношению друг к другу. Как если бы у нас было две боковых полки рядом.

Итого получается: проход по центру вагона, а затем справа и слева по два ряда расположенных вдоль мест.

Как устроен китайский плацкарт и подойдет ли такой же вагон для России

Видим, что вагоны являются «сквозными». Никаких тамбуров нет. Для пассажиров верхних полок предусмотрена удобная лесенка.

Как устроен китайский плацкарт и подойдет ли такой же вагон для России

На верхних полках достаточно пространства, чтобы ехать не только лежа, но и сидя.

Как устроен китайский плацкарт и подойдет ли такой же вагон для России
Как устроен китайский плацкарт и подойдет ли такой же вагон для России
Как устроен китайский плацкарт и подойдет ли такой же вагон для России

Все места закрываются шторками.

Как устроен китайский плацкарт и подойдет ли такой же вагон для России

Можно ли сделать российский аналог

Мне поначалу казалось, что такой вариант не подойдет для России, да и не влезет столько мест в габарит нашего вагона.

Однако мой читатель Александр Азбель опроверг мои доводы, прислав доказательства того, что подобное расположение мест отлично вписалось бы и в наши плацкарты.

Как устроен китайский плацкарт и подойдет ли такой же вагон для России

Советский плацкарт (условная схема без тамбуров, привязанная по размерам к плану выше):

Как устроен китайский плацкарт и подойдет ли такой же вагон для России
На схеме мы видим 54 места поперек и вдоль вагона, плюс два места в купе проводников, плюс два – в служебном купе. При ликвидации купе проводников и части служебного купе напротив можно разместить еще 2 боковых места, получив таким образом 60 мест. В вагоне также есть два туалета, при ликвидации служебного купе и титана можно разместить еще два туалета.

Китайский плацкарт (2 варианта условной схемы в точно тех же размерах):

Как устроен китайский плацкарт и подойдет ли такой же вагон для России
60 мест, все места ориентированы одинаково, у каждого индивидуальное пространство, окно и столик. Легко размещаются четыре туалета и раковины для питья/умывания, или 2 туалета и 2 санузла с душем, или дополнительные места к 60.
Как устроен китайский плацкарт и подойдет ли такой же вагон для России

Обозначения на схемах:

Белый цвет – пол.

Серый цвет – полка размером 3*1 квадратик, причем: темно-серый цвет – открытая сверху часть полки; светло-серый цвет – закрытая сверху часть полки (ниша), верхняя стенка которой служит столиком для соседнего пассажира или границей со служебным пространством вагона.

Светло-серым цветом обозначены также столики, пространство под которыми является служебным пространством вагона.

Синий цвет – пространство под санузлы.

Красный цвет – служебное пространство проводников, которое гипотетически можно переоборудовать под что-то более полезное.

Нужен ли в России такой вагон

У китайского плацкарта, безусловно, есть ряд преимуществ. В первую очередь это хорошо оборудованное личное индивидуальное пространство. Пассажир едет наедине с собой, ему никто не мешает. У него есть столик, розетка, лампочка и шторка, которой он может закрыться от внешнего мира.

Главное социальное отличие от российских вагонов тех же классов в том, что пассажир верхней полки не имеет никакого даже теоретического доступа вниз. Его удел – лежать у себя. Ну иногда может посидеть (не свешивая ноги) или пройти взад-вперед по поезду. Вторая особенность, которую не поняли бы российские пассажиры, – это куда девать вещи.

Поезд Пекин – Шанхай – скоростной и идет всего лишь одну ночь. Для России такая планировка тоже была бы вполне востребована на расстояния до 12 часов. А это большая часть пассажиропотока из Москвы. Командировочные, которые часто едут налегке и ждут от поезда лишь спокойного сна, с удовольствием купили бы такие капсулы.

А вы хотели бы поехать в таком поезде?