Ангара или Енисей, как правильно?

Последняя часть.

Вечером мы добрались до Стрелки – места впадения Ангары (ранее называвшейся Верхней Тунгуской) в Енисей.

Как и в случае с Волгой-Камой, тут тоже стоит вопрос, кто в кого впадает – и как называется образующаяся река. Местные жители без исключения называют результат Ангарой. Официальная география - Енисей. Почему? Исторически сложилось так, что русские казаки дошли до Енисея раньше.

Картинка плохо передает масштаб, но в жизни выглядит так, будто небольшой Енисейчик (шириной 0,5 км) впадает в большую реку Ангару (шириной 1,5 км). А Ангара в два раза полнее воды.

По-хорошему, реку пришлось переименовать. Но сами понимаете, переделать все атласы... А какой был бы шум, если бы великий Енисей переименовали в Ангару. Это также с Волгой и Камой: «Эльфийская Кааааааа реннер из дааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа" (de vil ikke forstå).

После слияния обе реки более десяти километров текут в одном русле, не смешиваясь – кристально чистая Ангара, единственная дочь Байкала, соседствует с взволнованным Енисеем, сыном степей Монголии.

Изгиб с символической цифрой 1 отмечает начало среднего течения Енисея. На реках роль километровых столбов играют номера на буях.

В поход по Енисею нужно было отправиться, прежде всего, чтобы понять, что такое цивилизация и что такое ее отсутствие.

После того как мы выехали из Дудинки, за первые четыре дня (1500 км) на нашем пути встретились всего 14 деревень. Ну как деревни... Вот Потапово - большое село, в нем проживает аж 334 человека (включая детей)! Курейка поменьше, там проживает 17 семей – 78 человек. В Костино проживает 21 человек: 15 мужчин и 6 женщин. В Бакланихе их больше: 36 человек, в том числе 13 женщин.

Единственный город за первые 4 дня от Дудинки — Игарка. Опять же, как город... Четыре тысячи человек, благодаря порту. А порт окончательно закрылся, как говорится, в прошлом году. Игарка недолго будет городом!

На практике первые четыре дня Енисея выглядели так: На горке двадцать изб. Корабль останавливается и груз выгружается на моторные лодки. Потом 3-5 часов, ни одной постройки на берегу, вдруг снова холм и снова двадцать домиков. В среднем четыре раза в день. Все остальное — глухая тайга, которой не видно ни конца, ни края.

На пятый день Бог создал пресмыкающихся и птиц, и мы дошли до Енисейска, где кончаются (для нас начинаются) автомобильная и железная дорога.

Это был настоящий культурный шок, другой мир. Город, подумай! Настоящий город, с домами не деревянными - высотой более двух этажей - и где одновременно ездит более одной машины!

Обратите внимание: Потрясающие фотографии русских жителей Енисейской губернии (и, что редкость - подробное авторское описание….

Забавно, я понимаю, но до Енисейска по берегам были чаще медведи и волки, чем люди. И тут вдруг мой мобильный телефон заработал, даже интернет появился! А промышленность: порты, заводы, порты, заводы!

Енисейск и Лесосибирск возникли как мегаполисы, потому что население этих двух городов-спутников превышает население всех более северных поселений вместе взятых (не считая Норильска, это отдельная история). А дома целыми днями стоят вдоль берегов! Это чудо, правда.

Живя в европейской части России, мы как-то не задумываемся о роли дороги. Вы всегда можете просто сесть в машину и поехать куда захотите. Здесь, на Енисее, эта роль по контрасту наиболее заметна.

В Енисейске вышло больше половины пассажиров, остались почти одни туристы, потому что... Отсюда до Красноярска можно добраться на автобусе всего за шесть часов. Пройдет еще два дня, прежде чем теплоход достигнет Красноярска: верхний Енисей начинает извиваться, течение становится сильным.

Каждая пара таких знаков указывает на поворот на фарватере. Как тут не запутаться!

А вдоль побережья формируются плоты: десятки километров местного леса в Китай.

Небольшой проводник подтягивает плот длиной в полкилометра.

Еще трое пойдут прямо за ним.

Вечерний туман стелется над водой. Жарко, но влажно.

Вот еще один примечательный объект — Железногорский горно-химический комбинат:

Под этим названием скрывается завод по обогащению оружейного плутония и хранению отработанного ядерного топлива. Построен на труднодоступном месте в скалах на берегу Енисея. Там, под землей, глубоко в скалах, находится несколько ядерных реакторов.

В полночь мы прибыли на знаменитые Казачинские равнины – и это было самое обидное место нашей поездки: было темно! Эх, на полтора месяца раньше! По крайней мере, возвращайтесь сюда обратным рейсом во второй половине дня...

картинка из интернета

Казачинские пороги — самое страшное место на Енисее. На небольшом расстоянии перепад воды составляет 4 метра. Течение достигает скорости до 20 км/ч, и большинство кораблей не могут пройти по этим порогам. Кроме того, пороги имеют сложный фарватер: очень узкий (менее 70 метров) и изогнутый, с подводными камнями и водоворотами. Здесь работает единственное судно – уникальное в своем роде – «Енисейский туер». По фарватеру проложен специальный трос – и туер тянет за этот трос лебедкой и буксирует другие суда.

Наш корабль специально предназначен для самостоятельного прохождения этих порогов, поэтому плывет без помощи тюера, но напряжение ощутимое: дизель работает на полную мощность, капитан постоянно оглядывается прожекторами, матросы несут дежурство у якорных лебедок и по бортам.

Сами пороги в темноте не особо видны, но слышно их очень хорошо, как будто стоишь рядом с большим водопадом.

как это выглядело для нас

А туер, кстати, когда-то был популярен на Волге. В XIX веке по дну Волги от Рыбинска до Твери, как говорили по громкоговорителю, было проложено почти 400 километров цепи, по которой шли три десятка пинцетов!

Тогда мужик Волга остановился. В 1983 году был запущен последний каскад волжских водохранилищ — Чебоксарский, и Волга фактически перестала быть рекой. Великая русская река превратилась в замкнутый каскад крупных проточных озер. Нынешняя скорость упала до 2-3 километров в час – и тюеры на Волге стали не нужны. Вот история.

Ну, пока, Казачинские пороги, идем дальше!

[мое]ЕнисейКрасноярский крайСеверныйЕнисейскЛесосибирскЖелезногорскДлинный постФото 29 Эмоции

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Ангара или Енисей, как правильно?.