Сегодня мы прогуляемся по дизель-электрической торпедной подводной лодке Д-2 "Народоволец" первой серии проекта Д "Декабрист", спущенной на воду ещё в 1929 г. под заводским номером 178 и теперь являющейся музеем в г. Санкт-Петербург.
Это была большая ДПЛ длиной 76 и шириной 6,5 метров с автономностью плавания до 40 суток, способная перемещаться со скоростью почти 9 узлов на глубине 90 метров.
Подводная лодка была заложена на Балтийском заводе №189 в Ленинграде в 1927 г., а спустя два года была спущена на воду и осенью 1931 г. вошла в состав Балтийского флота под названием "Народоволец".
Торпедное вооружение лодки состояло из шести носовых 533-мм торпедных аппаратов и двух аналогичных кормовых. При этом боекомплект составлял всего 14 торпед, если верить описанию в интернете.
Помимо торпедных аппаратов на лодке было установлено 102-мм артиллерийское орудие Б-2, которое позже было заменено на 100-мм Б-24ПЛ. В качестве средств ПВО была установлена полуавтоматическая 45-мм универсальная пушка 21-К.
Летом 1933 г. совершив переход по Беломоро-Балтийскому каналу подводная лодка вошла в состав Северной военной флотилии, где летом 1934 г. получила новое название "Д-2", но при этом старое название закрепилось настолько, что её продолжали называть "Народовольцем" не только в обиходе, но и часто в официальных документах.
Так она выглядела при жизни. Фото найдено в интернете.
Осенью 1939 г. "Д-2" вновь вернулась на Балтику для ремонта и модернизации.
В свой первый боевой поход "Д-2" убыла в сентябре 1942 г. под командованием Р. В. Линденберга и спустя сутки запуталась в немецкой противолодочной сети. Освобождение заняло двое суток, после чего лодка прибыла к острову Борнхольм.
14 октября 1942 г. во время торпедной атаки "Д-2" потопила транспорт "Якобус Фрицен".
19 октября 1942 г. лодка произвела ещё одну атаку тяжело повредив морской паром "Дойчланд", курсировавший между немецким городом Зассниц и шведским городом Треллеборг.
Всего за период ВОВ ДПЛ "Народоволец" совершила 4 боевых похода и за 12 проведённых атак выпустила 19 торпед.
После окончания ВОВ лодка продолжила нести службу в составе Балтийского флота.
В качестве силовой установки в подводной лодке было установлено два дизеля мощностью 1100 л.с. с двумя электромоторами по 525 л.с.
В 1956 г. "Д-2" была исключена из состава флота, её разоружили и переоборудовали в качестве учебно-тренировочной станции по борьбе за живучесть "УТС-6".
В 1989 г. постановлением правительства было решено создать разработанный в бюро морской техники ФГУП "ЦКБ МТ Рубин" мемориальный комплекс "Героям-подводникам ВОВ, учёным, конструкторам и судостроителям" на основе подлодки.
Тогда ДПЛ "Д-2/Народоволец" установили в Шкиперском протоке неподалеку от площади Морской Славы.
В 1993 г. в подлодке была торжественно открыта музейная экспозиция.
Часть отсеков выпилена почти полностью, в частности аккумуляторный, и в там организована экспозиция со входом из пристроенного здания музея.
Заглянем в сам музей.
Здесь собраны различные экспонаты на военно-морскую тематику.
И большая подборка картин.
Ну и конечно мемориальная табличка, посвящённая подлодке.
Вот такой замечательный экспонат.
А на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Спасибо за просмотр и до новых встреч.