Ныне заброшенный и разграбленный зал собраний с архивом инфраструктурного комплекса и столовая Приморского судоремонтного завода "ПСРЗ".
Сам завод начал строиться в начале 1950-х гг. 29 сентября 1957 г., когда сформировалась территория и акватория завода, было утверждено Временное Положение “О введении в частичную эксплуатацию судоремонтного завода в Находке", а спустя всего два дня постановлением Совнархоза Приморья “Об организации основной деятельности Судоремонтного завода в Находке" от 1.10.1957 г. “Приморский завод” начал существовать как самостоятельное промышленное предприятие, став одним из крупнейших в г. Находка.
По началу заводоуправление было размещено в маленьком помещении Рыбснаба, где и обосновал своё рабочее место первый директор С. Н. Гейц, контролировавший дальнейшее строительство и сдачу объектов в эксплуатацию. Был построен слип на 2000 тонн, достроечная набережная, блок механического, корпусно-заготовительного, деревообрабатывающего и докового цехов.
За свой трудовой вклад в развитие завода С.Н.Гейц был награжден правительственными наградами: орденами Ленина и “Знак почета”, а также медалями “За трудовое отличие”, “За трудовую доблесть” и Почетный гражданин города Находка.
В январе 1958 г. на завод пришли первые специалисты, выпустившиеся из Дальневосточного мореходного училища, из которых были сформированы две бригады. Позже к ним добавились рабочие и инженеры с Дальзавода, а со временем ряды специалистов стали пополняться новыми квалифицированными кадрами на постоянной основе.
Первым заказом завода были гидроакустические буи и морские вехи для Ленинградского исследовательского института, но уже весной 1958 г. к причалу завода подошёл теплоход “Сталинград”, став первым большим судном, на котором рабочие впервые на практике отработали весь процесс надводной части комплексного судоремонта.
6 сентября 1958 г. был принят в эксплуатацию слип, успешно поднявший судно “Колыма” и с этого времени на заводе начал производиться полный комплексный ремонт рыбопромыслового флота.
А в 1959 г. началась массовая модернизация завода с перестройкой старых систем и введением в строй новых объектов и модернизацией оборудования на старых, что позволило принимать на ремонт крупнотоннажные суда и даже плавбазы.
Далее предприятие только набирало мощности и развивалось, став к середине 1970-х гг. мощной судоремонтной верфью.
В 1976 г. на базе ПСРЗ было создано Приморское производственное объединение по ремонту флота ППСО “Приморремрыбфлот”, в состав которого был включен ещё и Гайдамакский судоремонтный завод. Трудовой коллектив объединения насчитывал на то время порядка 3000 человек, способных выполнять самые сложные комплексные ремонты судов.
Силами созданного при заводе строительно-монтажного управления и комбината панельного домостроения для обеспечения сотрудников жильём начали строить десятки жилых домов, детских садов и других соцобъектов в Южном районе города. А для отдыха были построены Дворец спорта, профилакторий и оздоровительный лагерь для детей.
В 1980-х гг ППСО выполняло ремонт до 100 судов в год, а численность персонала вместе с соцработниками достигала 6,5 тыс. человек и стало крупнейшим судоремонтным предприятием рыбной отрасли на Дальнем Востоке.
Но после распада СССР на заводе началась другая жизнь.
Так в 1992 г. ППСО “Приморремрыбфлот” было преобразовано в Акционерное общество открытого типа, контрольный пакет акций которого был распределен среди трудового коллектива. В условиях рыночной экономики завод перестал быть конкурентоспособным по сравнению с другими судоверфями, в управлении и финансировании начались перебои, а численность персонала сократилась до 3000 человек. В мае 1994 г.предприятие было переименовано в ОАО “Приморский завод” и началась реорганизация с созданием в 1996 г. на базе заводских мощностей дочерних предприятий: “Судоремонтный комплекс-ПЗ”, “Порт Восточные ворота-ПЗ”, “Машиностроительный комплекс-ПЗ” и другие, под управлением холдинга ОАО “Приморский завод”.
В 2001 г. три гектара территории завода сдали в долговременную аренду под строительство нефтебункеровочной базы ЗАО “Трансбункер-Находка” с участием “Группы компаний “Трансбункер” и ОАО “Приморский завод”. Акции завода стали расти и к 2006 г. выросли в 10 раз.
Сам завод всё ещё работает, а мы прогуляемся по бывшему информационному комплексу завода, когда-то созданному на базе архива и расположенной рядом с ним столовой, и посмотрим что от них осталось на сегодняшний день.
Разграбленные стеллажи.
Разбросанная литература и документация.
Хаос и бардак среди облупившейся краски, падающей хлопьями с потолка и стен.
Вероятно прижизненные фотографии, которые мы нашли на сайте завода, были оцифрованы как раз из этого архива.
Так теперь выглядит зал собраний.
Стенды с историей завода теперь просто гниют никому не нужные.
Всегда грустно видеть заброшенные помещения подобных предприятий, но когда в них брошена история завода это вдвойне грустно.
Заглянем в столовую. Здесь всё выглядит ещё хуже.
От кухни не осталось почти ничего.
Грузовой лифт к промышленным холодильникам.
А так выглядит обеденный зал. А на этом всё.
Если вам было интересно, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Спасибо за просмотр и до новых встреч.