Очень часто в наших постах про различные аэродромы в кадр попадают специальные арочные железобетонные укрытия для самолётов. Обычно о них мы рассказываем вскользь, акцентируя внимание на самих аэродромах и истории конкретных авиаполков.
Сегодня же мы решили рассказать подробнее про эти укрытия, которые многие от незнания называют капонирами. Казалось бы, что о них можно рассказать, ведь они все выглядят одинаково. На самом деле это только на первый взгляд.
И так, речь пойдёт о арочных железобетонных обсыпных укрытиях ЖБУ типа 2А/13, которые предназначались для стоянки, технического обслуживания, снаряжения, заправки и запуска двигателей самолётов МиГ-21, МиГ-23, МиГ-27, МиГ-29, Су-7,Су-9, Су-15, Су-17, Су-24,Су-25, а также любой другой крупногабаритной техники. Ну и конечно такие укрытия одновременно служили для защиты авиатехники на аэродроме от поражающих факторов средств поражения противника (пули, осколки) и погодных условий.
Типовое укрытие имеет размеры 12,9 x 28 м (конечно бывают отдельные арочные укрытия, построенные и короче и длиннее), толщину стен в 60 см.Снаружи укрытие покрывает земляная обсыпка толщиной не менее метра, обкладывавшаяся дерном, где высаживались деревья (как правило хвойные).
Толчком к активному массовому строительству таких укрытий в СССР послужил опыт Шестидневной войны 1967 г., когда выстроенные в плотную линию на открытых стоянках самолёты легко уничтожались напалмом и кассетными бомбами. Но строились они и раньше в начале 1960-х гг., а самые первые укрытия из подручных средств строили ещё во время ВОВ, но это уже совсем другая история и имеет мало общего с данными ЖБУ.
Их строительство, в первую очередь, началось на аэродромах вокруг Москвы и Ленинграда.
Во вторую очередь, уже с учётом замеченных ошибок и устранением недоработок, модернизированные арочные укрытия были возведены на аэродромах Прибалтийского военного округа и Группы войск в Восточной Европе, а в дальнейшем возводились и на всех новых или реконструируемых аэродромах истребительной и бомбардировочной авиации на территории СССР.
В период 1968-1984 гг. было построено 3800 арочных и других капитальных укрытий для фронтовой авиации. Из них на аэродромах Групп войск - свыше 1500, на территории СССР - 2000. (цифры с википедии)
Для свободного входа и выхода самолета служила фронтальная сторона арочного укрытия, защищённая двухстворчатыми откатными или распашными защитными воротами. Откатные ворота были поставлены на арочных укрытиях первой очереди постройки.
Первыми сооружались укрытия типа 2/11. Самые ранние створки откатных ворот в таких укрытиях собирались из пустотелых железобетонных блоков с песчаной засыпкой. Толщина таких створок была около метра.
А самые первые укрытия имели остов в двух вариантах:
С применением в качестве рабочей арматуры и опалубочной формы элементов типа "ГОФР".
И с применением в качестве рабочей арматуры и опалубочной формы армометаллоблоков (АМБ).
Сверху конструкция обваловывалась грунтом и обкладывалась железобетонными блоками.
Задняя стенка укрытия, так же как и фронтальная часть и парапет для удержания грунтовой отсыпки, сооружались из обычных фундаментных бетонных блоков.
Для запуска двигателя самолета непосредственно внутри сооружения для быстрого выезда машин из укрытий, в торцевой стене оборудовался газоотводный канал, предназначенный для отвода газов из сопел самолёта и выходящий наружу под углом 90 градусов. Он перекрывался обычными металлическими воротами. На самых первых укрытиях он был оборудован рассекателем и был шире.
Позже были разработаны более быстровозводимые укрытия типа 2А/13 из сборных железобетонных арок.
На их входы монтировались уже более тонкие створки откатных ворот, собранные из железобетонных панелей обшитых металлоизоляцией, иногда оборудованные снаружи дополнительными рёбрами жёсткости, одновременно являвшимися упорами под домкраты.
В этих укрытиях уже отказались от рассекателя и сделали газоход сечением 3 х 3 метра.
На поздних укрытиях, оборудованных откатными воротами, при открытии замка створки раскатывались по сторонам под действием собственного веса. На них уже часто отказывались от дополнительной металлоизоляции.
Створки откатных ворот при открытии и закрытии двигались на роликах по рельсам, вмонтированным в плиты искусственного покрытия, при помощи одной электролебёдки, расположенной снаружи укрытия посредством применения тросовых вставок.
Но уже в первые годы эксплуатации выявились недостатки ворот такого типа. Часто наблюдалось проявление перекоса створок, протирание тросовых вставок, выходили из строя из за воздействия осадков электролебёдки. Кроме того осадки проникали в щели между створками и арками. В дальнейшем с конца 1980-х гг. на большинстве аэродромов откатные ворота арочных укрытий насовсем были оставлены в открытом виде — с раздвинутыми створками.
К слову, как пишут строители, на возведение такого укрытия уходило 10-14 дней и два бульдозера.
Учитывая выявленные недостатки в конструкцию укрытия типа 2А/13 были внесены доработки. Для них были разработаны распашные металлические защитные ворота, прикреплённые на шарниры по бокам сооружения. В качестве дополнительной защиты использовалось заполнение створок песком или гравием. Ролики створок были расположены перпендикулярно стенкам створок и располагались с двух сторон, перемещаясь по вмонтированным в бетонных плитах рельсам, изогнутых по дуге открывания створок. На внутренних катках створок были смонтированы электролебёдки не подверженные осадкам снаружи. К слову первые распашные ворота стали применяться при строительстве укрытий на аэродромах Прибалтики.
Для предотвращения проникновения осадков между створками и арками во внутренние помещения, над воротами оборудовались защитные козырьки.
Газоходный канал вновь был увеличен до 4 х 3 м. Это было сделано для улучшения отвода газов у самолётов, оборудованных двумя реактивными двигателями.
Кстати самолеты с изменяемой геометрией крыла (например Су-24) при стоянке размещались со сложенными крыльями, что собственно логично, а некоторые крупные машины (например Су-25) порой размещались диагонально.
По бокам укрытий были оборудованы ниши вспомогательного назначения со входами снаружи. В разных проектах количество и расположение ниш также отличалось. Они использовались как склады под различный хозинвентарь, ЗИП-ы и расходники.
В нишах поздних укрытий были оборудованы топливные колонки систем централизованной заправки самолётов ЦЗС, для заправки самолёта непосредственно в укрытии без привлечения топливозаправщика. Также иногда монтировались кислородные станции. Кроме того в нишах некоторых укрытий хранился первый боекомплект БК-1, два комплекта ПТБ и средства наземного обслуживания СНО.
Над входами отдельных арочных укрытий устанавливались дополнительные постройки: караульные вышки, посты дежурных по эскадрильям и дежурных по зоне рассредоточения, наблюдательные пункты часовых и сборные огневые точки.
В отдельных случаях устанавливалось радиолокационное оборудование
Пол площадки перед укрытиями и рулежные дорожки к ним выкладывались из аэродромных железобетонных плит.
Для летательных аппаратов более крупной размерности - дальних и стратегических бомбардировщиков и ракетоносцев, самолётов военно-транспортной авиации и т.д. арочные укрытия обычно не строились, ввиду их большой размерности и соответствующей стоимости, но в ряде случаев строились защищённые ТЭЧ. Например эта ТЭЧ на аэродроме "Каменный ручей". Для прохода киля и хвостовых стабилизаторов над откатными воротами оборудована дополнительная створка защитных ворот.
А на этом всё. Надеемся, что мы открыли для вас что-то новое и интересное.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями. Спасибо за просмотр и до новых встреч.