Расформированный в 1994 году аэродром "Смирных" с позывным "Школьный", где базировался 528-й истребительный авиационный Краснознамённый полк ПВО 147-й истребительной авиационной дивизии ПВО на самолётах МиГ-17, Як-25, Як-28П, и МиГ-23 МЛ.
Заранее просим прощения за качество и количество снимков, но так получилось.
Этот аэродром изначально был построен ещё японцами для Императорской армии с бетонной взлётно-посадочной полосой длинной 1200 метров и носил название "Кэтон". Уже тогда вдоль ВПП были оборудованы первые гравийные рулёжные дорожки и два десятка стоянок для самолётов.
Это был очень удобный плацдарм для советских войск при предстоящих боевых действиях в войне с милитаристской Японией, который по оценкам разведки мог разместить на своей территории целый авиационный полк, а при желании и два.
После освобождения острова Сахалин от японских войск, аэродром заняли советские войска, разместив на нём 528-й истребительный авиационный полк.
Сам 528-й ИАП был сформирован осенью 1941 г. в составе ВВС Дальневосточного фронта на аэродроме "Мирная" на основе 3-й и 5-й эскадрилий 304-го ИАП вооружённых самолётами И-16 и 4-й эскадрильи 47-го ИАП на самолётах И-153, а после формирования вошел в 32-ю истребительную авиационную дивизию ВВС Дальневосточного фронта.
В 1942 г. две эскадрильи полка были перевооружены на истребители Як-7б и в августе 32-я ИАД, а соответственно и 528-й ИАП вошли в состав 9-й воздушной армии Дальневосточного фронта.
Но уже осенью полк был выведен из состава 32-й ИАД в непосредственное подчинение Командующего 9-й воздушной армии Дальневосточного фронта, при этом обменявшись эскадрильями с 305-м ИАП. Так эскадрилья на самолётах И-153 была передана в 305-й ИАП, а взамен из состава 305-го ИАП в состав 528-го ИАП были переданы две эскадрильи на самолётах Як-7б.
Весной 1944 г. полк был полностью перевооружен на новые истребители Як-9Д, а зимой вновь перевооружен на истребители Як-9М и Як-9Т. Весной 1945 г. полк вновь получил новую технику - 40 самолетов Як-9У, а следом летом вновь перевооружен на истребители Як-3 и вошел в состав 29-й истребительной авиационной дивизии 10-й воздушной армии Дальневосточного фронта.
Так полк уже в составе 29-й ИАД 10-й воздушной армии 2-го Дальневосточного фронта принимал участие в Советско-японской войне, прикрывая с воздуха наступающие войска в Сунгарийской и Манчжурской наступательных операциях, освобождении острова Сахалин и гряды Курильских островов, за что Указом Президиума Верховного Совета СССР 14 сентября 1945 г. был награждён орденом Красного Знамени.
В 1949 г. 528-й ИАП из состава ВВС перешёл в состав 11-й отдельной армии ПВО и выполнял задачи противовоздушной обороны острова Сахалин и прилегающей морской зоны.
Летом 1966 г. на аэродроме началась масштабная модернизация. Вместо старой ВПП была построена новая, пересекающая старую бетонная взлетно-посадочная полоса длинной 2000 метров, которую позже удлинили ещё на 500 метров. Для истребителей были построены арочные сборные железобетонные укрытия в обваловке с веерными выездами к новым рулёжным дорожкам, покрытым плитами.
В 1980 г. полк вошёл в состав 40-й истребительной авиационной дивизии ВВС, но в 1986 г. вернулся обратно в состав 11-й отдельной армии ПВО. По неподтверждённой информации к 1992 г. полк был в составе 24-й дивизии ПВО.
Памятный знак к 45 летию полка.
В разное время на вооружении полка были самолёты самолёты Як-3, Ла-7, МиГ-15, МиГ-17, Як-25, Як-28П, и МиГ-23МЛ. А ещё на аэродроме размещалась база радиоуправляемых мишеней для полигона в Заливе Терпения.
Осенью 1994 г. 528-й истребительный авиационный Краснознамённый полк ПВО был расформирован. Оставшиеся в строю самолёты МиГ-23МЛ были переброшены на аэродром Хурба под г. Комсомольск-на-Амуре на оборудованную базу хранения, а впоследствии были утилизированы. А два последних МиГ-23МЛ, один из которых учебно-боевой остались стоять в укрытиях, где их останки находятся и по сей день.
Так сейчас выглядят укрытия для самолётов.
Для защиты от непогоды и мелких осколков укрытия для самолётов перекрывались такими распашными защитными воротами.
Внутри они были заполнены песком и передвигались на катках по направляющим рельсам.
Толщина впечатляет.
В двух укрытиях третьей эскадрильи всё ещё сохранились останки двух последних МиГ-23МЛ, которые на момент расформирования полка уже были неподъёмными.
Один из самолётов был боевой, а второй учебно-боевой.
К сожалению в своё время сделали только несколько фотографий на телефон.
И ещё пару фотографий сделали наши друзья в другое посещение проездом.
Ну и напоследок сама взлётно-посадочная полоса.
Ну а на этом всё, к сожалению больше фотографий этого аэродрома у нас нет.
Если вам было интересно, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш канал, а также смотрите другие наши публикации.
Спасибо за просмотр и до новых встреч.