Бывшие склады базы минного и противолодочного вооружения минно-торпедного управления Тихоокеанского флота, где в 1950 г. возле пирса от мощного взрыва, чуть было не приведшего к масштабной техногенной катастрофе с огромными жертвами среди мирного населения Владивостока, погиб минный заградитель "Ворошиловск".
Всего на территории огороженной периметрами находилось 11 складов, построенных ещё до революции в 1909 г. под руководством военного инженера Эрнста Оскаровича Маака как продовольственные интендантские склады.
Уже при Советской власти в 1932 г. склады заняла переведенная на мыс Шигина Минная партия Владивостокского военного порта.
За время своего существования часть неоднократно была реорганизована и меняла своё название, закончив своё существование как одно из подразделений в.ч. 20374 под названием "База Минного и Противолодочного Вооружения Минно-торпедного Управления Тихоокеанского флота" БМПВ МТУ ТОФ или просто объект "Шигино".
Теперь на территории о былом напоминают лишь пустые тары от смертоносных изделий.
Теперь склады пустуют, а у некоторых и вовсе уже обрушилась кровля. Часть вероятно забросили ещё до постройки моста на остров и информации о последних годах её существования найти не удалось.
Рядом с базой расположен памятник в виде морской мины на постаменте, окружённом якорями, установленный в 1994 г. в честь погибших 30 октября 1950 г. матросов во время взрыва на минном заградителе "Ворошиловск" у пирса при выгрузке мин.
Минный заградитель "Ворошиловск" до 1912 г. носивший название "Котик", а до 1935 г. "Ставрополь" водоизмещением 2300 тонн был построен в 1907 г. как грузопассажирский пароход Доброфлота. После становления Советской власти пароход несколько раз вооружался и разоружался меняя своё назначение и приписку, но к 1932 г. окончательно утвердился в качестве минного заградителя в ведении Морских сил Дальнего Востока.
А в 1949 г. получил приз Морского министра став лучшим кораблем своего класса во всем советском Военно-Морском Флоте. Это была высшая награда даваемая кораблям в мирное время.
Утром 30 октября 1950 г. "Ворошиловск" после выхода в море прибыл к пирсу базы на мысе Шигина в бухте Новик для выгрузки мин. Перед его прибытием пирс уже был заполнен минами с ещё двух уже выгрузившихся и ушедших во Владивосток минных заградителей. Началась выгрузка мин с корабля но под вечер ближе к окончанию выгрузки одна из донных мин сорвалась со строп и ударилась об острый угол ушка бугеля другой мины, который глубоко вошел в ее корпус и мина взорвалась, а горящий гексогель засыпал лежавшие на палубе и пирсе мины, после чего начался пожар.
В любой момент лежащие на палубе минного заградителя и пирсе мины могли сдетонировать, а за ними и сам арсенал, что привело бы к катастрофическим последствиям не только для острова Русский но и для мирного населения Владивостока, настолько много там хранилось вооружения. По приказу заместителя командира "Ворошиловска" по политической части капитана 3 ранга Николая Ивановича Дерипаске матросы стали откатывать лежащие на берегу мины друг от друга, в это же время на пирс прибыла машина пожарной команды острова и приступила к тушению пожара вместе с матросами.
Понимая всю серьёзность пожара зам. ком. отдал приказ о затоплении корабля, чтобы избежать детонации мин на берегу но в это время произошёл взрыв огромной силы от которого по слухам повылетали окна аж в самом Владивостоке. Погибло много людей, пирс был разнесён взрывом, а сам корабль затонул в течении 20 минут. Но благодаря действиям личного состава, успевшего откатить большую часть мин подальше от пожара, детонации арсенала не произошло и трагедия не приобрела ещё больший катастрофический масштаб.
Насколько серьёзными могли быть последствия мы не знаем, но описывающие те события сходятся в том, что Владивосток мог бы быть как таковой уничтожен. Насколько эта оценка событий правдива мы судить не берёмся.
Позже "Ворошиловск" был обследован, неразорвавшиеся мины на борту раскуроченного минзага и лежавшие на дне вокруг него были подорваны, а сам корабль поднят с глубины 9 метров и утилизирован.
Мы не будем рассуждать кто стал виновником этой трагедии, почему произошедшее старались замолчать и причём здесь личность тогдашнего командующего Тихоокеанским флотом. На все эти темы есть много мнений в интернете. Мы лишь максимально отстранённо рассказали про сам факт случившегося. А на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и группу вконтакте, а также делитесь нашими публикациями с друзьями. Спасибо за просмотр и до новых встреч.