Я много путешествую по нашей родине, в этот раз нелегкая занесла меня под Курск, а точнее в город Курчатов. Именно здесь построена Курская атомная электростанция. Совсем недавно я был несколько раз в Чернобыльской зоне отчуждения нелегально, видел станцию с 900 метров, поднимался на 5-й энергоблок ЧАЭС, поэтому мне было очень интересно посмотреть на станцию-близнец ЧАЭС. Именно такой и является Курская АЭС.
Две очереди Курской АЭС (по два энергоблока каждая) были введены в эксплуатацию в 1976 и 1985 годах. Курская АЭС стала второй станцией с реакторами типа РБМК-1000 после Ленинградской АЭС, пущенной в 1973 году.
На фото выше можно увидеть идентичные ЧАЭС энергоблоки номер 3 и номер 4, именно на таком же 4-ом блоке в ночь на 26 апреля 1986 года произошел взрыв реактора РБМК-1000.
Хочу заметить, что попасть поближе к станции может любой желающий. Мы просто подъехали туда на машине, на въезде в АЭС расположены посты внутренних войск, но почему-то эти посты пустуют.
Чуть ниже на фото видно администрацию АЭС, сверху на здании очень красивые барельефы и мозаика.
Перед административно-бытовым корпусом парковка. За ней видно машинный зал длинной 810 метров, в нем расположены насосы, генераторы и прочее оборудование для блоков 1-2-3-4.
Объезжаем станцию с другой стороны, здесь мы видим 3-ю очередь, судьба тут прямо как и у Чернобыльской станции, больше 4-х блоков построить не смогли.
Строительство 5-го энергоблока началось в 1985-ом. А уже в 1986-ом произошла авария на ЧАЭС. Станции были типовые и строительство заморозили, потом снова размораживали. В 1990-е годы строительство возобновлялось, а в середине 2000-х годов практически не велось, несмотря на то, что энергоблок уже имел высокую степень готовности.
В марте 2011 года стало известно, что ввод 5-го энергоблока Курской АЭС может потребовать 3,5 года и 45 миллиардов рублей без НДС в ценах 2009 года. В ходе анализа возможности достройки и ввода в эксплуатацию 5-го энергоблока пришли к выводам, что в исходном проекте было недооценено влияние сетевого ограничения, в условиях которого эксплуатация пяти энергоблоков становится экономически необоснованной. В марте 2012 года было официально обнародовано решение, что энергоблок № 5 в рамках устаревшего проекта РБМК-1000 достраиваться не будет.
Оправданность достройки 5-го энергоблока стала ещё менее очевидной в связи с началом строительства станции замещения КАЭС-2. В январе 2013 года в рамках проекта КАЭС-2 начались подготовительные работы, а 29 апреля 2018 года укладкой первого бетона в фундаментную плиту реакторного здания энергоблока № 1 начаты основные работы по строительству станции замещения. На стройку КАЭС-2 мы посмотрим чуть ниже.
Интересный факт про знаменитые трубы на энергоблоках РБМК, именно такая труба стала символом Чернобыльской аварии, сейчас эта труба демонтирована с крыши ЧАЭС. Она мешала возведению нового саркофага Укрытие-2.
Зачем же нужна эта труба? Через трубу в атмосферу выбрасываются инертные радиоактивные газы, которые невозможно задержать никакими фильтрами. Поэтому их выбрасывают повыше в атмосферу, чтобы разбавить воздухом. Всякие аэрозоли и частицы пыли перед выбросом задерживаются в УПАК (установка подавления активности), поэтому удельная активность газообразных выбросов очень мала и не представляет опасности.
Сейчас блок стоит без дела, но хорошо охраняется. Внутри уже смонтирован реактор РБМК-1000, фото изнутри блока вы можете найти в интернете.
Первый из четырех блоков станции будет выведен из эксплуатации в 2021 году, одновременно с планируемым пуском первого энергоблока Курской АЭС-2. Очевидно, что недостроенный 5-й блок распилят в металлолом.
Где-то в местной газете читал, что КАЭС считается самой чистой АЭС в России, вокруг станции фон и правда не превышает нормы, нет строительного мусора, свалок, только природа и зелень. Даже животные чувствуют себя тут отлично.
Ну а мы заводим машину и отправляемся на другую сторону реки Сейм, поднимемся на смотровую площадку Курской АЭС-2.
Со смотровой площадки открывается прекрасный вид на станцию и территорию АЭС. Отсюда видно всю станцию и стройку первого энергоблока КАЭС-2.
Вдалеке виднеется город Курчатов, город атомщик, хочу сказать что город по застройке и сериям домов очень похож на Припять, по городу мне удалось погулять не один раз, поэтому в следующей статье я покажу вам и его.
Снизу видно новый пруд-накопитель для Курской АЭС-2.
На этом фото видно нижний дюкер, он соединяет головной и хвостовой бьеф водоема охладителя 3-ей очереди Курской АЭС, одновременно выполняет функции автодорожного моста. За дюкером видно ОРУ на 750кВ 3-й очереди.
А вот и стройка Курской АЭС-2. Здесь будет возведен ВВЭР-ТОИ (В-510), типовой оптимизированный и информатизированный проект двухблочной АЭС с реактором ВВЭР-1300 (водо-водяной энергетический реактор), выполняемый в современной информационной среде и в соответствии с требованиями ядерной и радиационной безопасности.
Посередине стройки, между кранами, можно увидеть монтаж самого ВВЭР-1300.
Вообщем стройка идет полным ходом, думаю такими темпами первую очередь успеют запустить в 2021 году.
Я делаю еще несколько кадров, тут за спиной слышу шум двигателя, приехал ВОХОР, ребята перекрыли своей машиной мне выезд, вышли и начали задавать вопросы про дронов, или другие летательные аппараты, по всей видимости пользоваться ими тут нельзя, да у нас и не было ничего с собой, поэтому мужики развернулись, сели в свою ниву и уехали обратно на стройку. Ну и ладно, ведь мы ничего не нарушали да и смотровая площадка открыта для всех.
Мы делаем еще несколько кадров и удаляемся в город Курчатов, о нем я расскажу в следующих статьях у нас на канале!
На этом на сегодня все.
Материал Максима Майорова специально для канала ComDig | Индустриальный туризм!
Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал и следи за новостями.