Когда говорят о атомных маяках, то большинству сразу в голову приходит знаменитый маяк "Анива", но был на Дальнем Востоке и другой маяк с радиоизотопными энергетическими установками, расположенный на Курилах. Причём в отличии от знаменитой перестроенной из старого маяка "Анивы", сразу строившийся как атомный.
Во время поисков информации в интернете нам удалось найти всего несколько фотографий этого маяка издали, так что можно сказать, что наш подробный фотоотчёт с него в каком-то роде уникальный.
Полуостров кстати получил своё нынешнее название из-за сходства формы с лопастью весла, а у пролива Измены и одноимённого залива с западной стороны полуострова есть своя история. В 1811 г. гидрографическое судно "Диана" под командованием капитан-лейтенанта В.М. Головнина проводил в этом районе гидрографическое описание и местный японский управляющий на южной оконечности острова пригласил моряков к себе. Головнин с двумя офицерами и четырьмя матросами сошли на берег и тут же были схвачены, и обвинены в нарушении государственного принципа "сакоку" (самоизоляции Японии), и отправлены в тюрьму на острове Хоккайдо. Лишь спустя более двух лет удалось возвратить моряков домой. Сразу после захвата моряков пролив и получил такое название.
По издаваемому Великобританией описанию огней международный номер маяка "М 8060", а по книге "Огни и знаки Тихоокеанского побережья России" № 2451.
На башне был установлен френелевский светооптический аппарат 5-го разряда, который светил силой в 1500 свечей белым проблесковым огнём с периодом вращения 15 сек и дальностью 12 миль. В 1927 г. сила света была увеличена до 9 000 свечей. Также прямо на башне был установлен 180 килограммовый колокол, в который во время тумана били раз в 5 секунд. Колокол сохранился до наших дней. В 1976 г. он был перевезён на маяк Крильон.
В 1977 г. начали строительство нового типового автоматического маяка "Весло" и в течении лета была возведена монолитная железобетонная башня на высоту 6 м. из 17-ти запланированных, после чего строительство было заморожено на 2 года.