Уникальные фото Атомного маяка "Весло" на о. Кунашир

Уникальные фото Атомного маяка
Самый мало освещённый в интернете автоматический атомный маяк "Весло", установленный в самой южной точке острова Кунашир на полуострове Весловский всего в 10 милях от Японии-поэтому с него в прямом смысле видно другую страну.

Когда говорят о атомных маяках, то большинству сразу в голову приходит знаменитый маяк "Анива", но был на Дальнем Востоке и другой маяк с радиоизотопными энергетическими установками, расположенный на Курилах. Причём в отличии от знаменитой перестроенной из старого маяка "Анивы", сразу строившийся как атомный.

Во время поисков информации в интернете нам удалось найти всего несколько фотографий этого маяка издали, так что можно сказать, что наш подробный фотоотчёт с него в каком-то роде уникальный. 

Уникальные фото Атомного маяка
Эта часть полуострова сильно заболочена. По сути это большая 12-ти километровая песчаная коса, густо поросшая травой среди болот, намываемая последние 2000 лет в сторону Японии грунтом от размыва северных берегов Кунашира. По этой дороге и пролегает наш путь к маяку. 

Полуостров кстати получил своё нынешнее название из-за сходства формы с лопастью весла, а у пролива Измены и одноимённого залива с западной стороны полуострова есть своя история. В 1811 г. гидрографическое судно "Диана" под командованием капитан-лейтенанта В.М. Головнина проводил в этом районе гидрографическое описание и местный японский управляющий на южной оконечности острова пригласил моряков к себе. Головнин с двумя офицерами и четырьмя матросами сошли на берег и тут же были схвачены, и обвинены  в нарушении государственного принципа "сакоку" (самоизоляции Японии), и отправлены в тюрьму на острове Хоккайдо. Лишь спустя более двух лет удалось возвратить моряков домой. Сразу после захвата моряков пролив и получил такое название.

Уникальные фото Атомного маяка
Мы приближаемся к нашей главной цели стоящей в прямом смысле среди болот, над которыми пролетает огромная стая уток. Этот маяк был установлен в 350 м. от береговой черты на высоте всего 2 метра над уровнем моря и обеспечивал мореплавание в проливе Измены на морской границе с Японией и в Южно–Курильском проливе. 

По издаваемому Великобританией описанию огней международный номер маяка "М 8060", а по книге "Огни и знаки Тихоокеанского побережья России" № 2451.

Уникальные фото Атомного маяка
Изначально на месте нынешнего маяка в 1892 г. японцами был построен временный маяк "Керамуи–Саки", представлявший из себя восьмигранную пирамидальную деревянную башню высотой около 12 м. окрашенную в чёрно-белые горизонтальные полосы, став самым старым деревянным маяком на Дальнем Востоке России. При маяке жила команда маячников, а жилые постройки были соединены с ним закрытыми переходами. Но каким-то чудом временная башня простояла аж 86 лет до 1978 г. пока совсем не обветшала.
Уникальные фото Атомного маяка
На этом старом фото из группы в Одноклассниках служивших здесь, на заднем фоне видна ещё не разобранная башня старого японского маяка.

На башне был установлен френелевский светооптический аппарат 5-го разряда, который светил силой в 1500 свечей белым проблесковым огнём с периодом вращения 15 сек и  дальностью 12 миль. В 1927 г. сила света была увеличена до 9 000 свечей. Также прямо на башне был установлен 180 килограммовый колокол, в который во время тумана били раз в 5 секунд. Колокол сохранился до наших дней. В 1976 г. он был перевезён на маяк Крильон.

Уникальные фото Атомного маяка
После Второй Мировой Войны маяк продолжил работу уже под советским руководством и 1 февраля 1949 г. получил нынешнее название, а в 1951 г. характеристики огня изменили. Свет маяка стал длиться 2 сек, темнота 5 сек и период вращения 7 сек. При этом была уменьшена дальность видимости до 6 миль.

В 1977 г. начали строительство нового типового автоматического маяка "Весло" и в течении лета была возведена монолитная железобетонная башня на высоту 6 м. из 17-ти запланированных, после чего строительство было заморожено на 2 года.

Уникальные фото Атомного маяка
Всё это время на бывшей антенной мачте действовал временный сигнальный огонь, которая в 1979 г. разрушилась от ветхости. Вместо неё был установлен временный деревянный светящий навигационный знак высотой 5 м. В этом же году на мыс было доставлено радиоизотопное энергетическое устройство "ИЭУ-2" от которого запитали временный сигнальный огонь. То есть маяк стал "атомным".
Уникальные фото Атомного маяка
Рядом с маяком лежит сгнившая обвалившаяся крыша от световой камеры оптического устройства. Обычно её изготавливали из цветных металлов, но здесь почему-то выполнили из железа и она быстро пришла в негодность.
Уникальные фото Атомного маяка
Уникальные фото Атомного маяка
Уникальные фото Атомного маяка
В 1980 г. строительные работы вновь возобновили и спустя год 12 октября 1981 г. маяк был сдан в эксплуатацию.
Уникальные фото Атомного маяка
Он представлял из себя восьмигранную пятиэтажную призматическую башню высотой 12 м. на четырёхгранном пятиметровом цоколе. Все выходы на улицу были оснащены военными гермодверями и гермолюками характерными для заглублённых военных объектов, что очень большая редкость для маяков.
Уникальные фото Атомного маяка
Скорее всего они были установлены для защиты маяка на случай возникновения цунами. Также мы подумали, что они могли нести ещё и функцию защиты окружающей среды, в случае повреждения "радиоактивной батарейки". Это пока не ясно, может кто из строивших его читателей поможет нам прояснить этот момент.
Уникальные фото Атомного маяка
Зайдём внутрь через бывший главный вход с гостеприимно распахнутой гермодверью.
Уникальные фото Атомного маяка
Уникальные фото Атомного маяка
С момента постройки новой башни, электропитание обеспечивалось радиоизотопным энергетическим устройством "ИЭУ-2", а с 1990 г. двумя устройствами "Бета-М". Но в 2000-х гг. на маяке установили солнечные батареи и питание стало производиться от аккумуляторов.
Уникальные фото Атомного маяка
Уникальные фото Атомного маяка
Уникальные фото Атомного маяка
Уникальные фото Атомного маяка
В помещении сохранились и более старые аккумуляторы.
Уникальные фото Атомного маяка
Какой-то очень подозрительный блок, вероятно от преобразователя, скорее всего имевшего отношение как раз к тем самым "атомным батарейкам" РИТЭГ, что были установлены на маяке для питания.
Уникальные фото Атомного маяка
В башне не было привычных маякам винтовых лестниц, что конечно сильно влияет на эстетическую составляющую.
Уникальные фото Атомного маяка
В середине башни было т.н. утеплённое помещение для прибывающей на маяк редко появляющейся обслуживающей смены.
Уникальные фото Атомного маяка
Уникальные фото Атомного маяка
Уникальные фото Атомного маяка
Также башню оснастили радиомаяком "АНРМ-25", который позже был заменён на более новый радиомаяк "Агат-3", непрерывно работавший на частоте 306,5 кгц на дальности в 25 миль.
Уникальные фото Атомного маяка
Уникальные фото Атомного маяка
Фидерный ввод антенны.
Уникальные фото Атомного маяка
И вот мы поднимаемся на самый верх.
Уникальные фото Атомного маяка
В бывшую развалившуюся световую камеру оптического устройства ведёт гермолюк.
Уникальные фото Атомного маяка
Уникальные фото Атомного маяка
Наверху башни смонтировали светооптический аппарат "ЭМ-300" с прежними характеристиками интервала света, но дальность была увеличена до 10 миль, а огонь стал не проблесковым, а круговым. В 2002 г. старый аппарат заменили на "ЭМ-200" снизив дальность на одну милю.
Уникальные фото Атомного маяка
Антенна радиомаяка.
Уникальные фото Атомного маяка
Сами панели солнечной батареи.
Уникальные фото Атомного маяка
Уникальные фото Атомного маяка
Уникальные фото Атомного маяка
В начале октября 1994 г. в результате сильного землетрясения в фундаменте, стенах и перекрытиях образовались трещины, но маяк не прекратил свою работу.
Уникальные фото Атомного маяка
А такой с него вид на болота. Береговая линия здесь постоянно меняется то и дело отрезая болотами проход к маяку. Те немногие в интернете, кто хотел побывать на нём в летнее время, сталкивались с холодной водой и отступали. Кстати снежные горы в дали это уже Япония, Хоккайдо.
Уникальные фото Атомного маяка
Уникальные фото Атомного маяка
Несколько лет назад солнечные батареи и аккумуляторы вышли из строя и с тех пор маяк больше не работает.
Уникальные фото Атомного маяка
У бывших построек одного из бывших постов технического наблюдения местной погранзаставы теперь пасутся коровы.
Уникальные фото Атомного маяка
Фундаментные блоки от бывшей антенной мачты.
Уникальные фото Атомного маяка
А это гермодверь на втором входе в маячную башню.
Уникальные фото Атомного маяка
Вдали видны руины ПТН "Весло" с дизельной, о которых мы расскажем позже подробно в отдельном посте.
Уникальные фото Атомного маяка
Уникальные фото Атомного маяка
Уникальные фото Атомного маяка
На входе в пристройку с метеорологическим оборудованием теперь лежит рама от ещё одной гермодвери.
Уникальные фото Атомного маяка
Сама гермодверь валяется рядом.
Уникальные фото Атомного маяка
Ну а в самой пристройке сохранился лишь фундамент. А на этом всё.
Уникальные фото Атомного маяка
Если вам понравился материал, то подписывайтесь на наш канал. Спасибо за просмотр и до новых встреч.