Уникальные фото Атомного маяка "Весло" на о. Кунашир
Самый мало освещённый в интернете автоматический атомный маяк "Весло", установленный в самой южной точке острова Кунашир на полуострове Весловский всего в 10 милях от Японии-поэтому с него в прямом смысле видно другую страну.
Когда говорят о атомных маяках, то большинству сразу в голову приходит знаменитый маяк "Анива", но был на Дальнем Востоке и другой маяк с радиоизотопными энергетическими установками, расположенный на Курилах. Причём в отличии от знаменитой перестроенной из старого маяка "Анивы", сразу строившийся как атомный.
Во время поисков информации в интернете нам удалось найти всего несколько фотографий этого маяка издали, так что можно сказать, что наш подробный фотоотчёт с него в каком-то роде уникальный.
Эта часть полуострова сильно заболочена. По сути это большая 12-ти километровая песчаная коса, густо поросшая травой среди болот, намываемая последние 2000 лет в сторону Японии грунтом от размыва северных берегов Кунашира. По этой дороге и пролегает наш путь к маяку.
Полуостров кстати получил своё нынешнее название из-за сходства формы с лопастью весла, а у пролива Измены и одноимённого залива с западной стороны полуострова есть своя история. В 1811 г. гидрографическое судно "Диана" под командованием капитан-лейтенанта В.М. Головнина проводил в этом районе гидрографическое описание и местный японский управляющий на южной оконечности острова пригласил моряков к себе. Головнин с двумя офицерами и четырьмя матросами сошли на берег и тут же были схвачены, и обвинены в нарушении государственного принципа "сакоку" (самоизоляции Японии), и отправлены в тюрьму на острове Хоккайдо. Лишь спустя более двух лет удалось возвратить моряков домой. Сразу после захвата моряков пролив и получил такое название.
Мы приближаемся к нашей главной цели стоящей в прямом смысле среди болот, над которыми пролетает огромная стая уток. Этот маяк был установлен в 350 м. от береговой черты на высоте всего 2 метра над уровнем моря и обеспечивал мореплавание в проливе Измены на морской границе с Японией и в Южно–Курильском проливе.
По издаваемому Великобританией описанию огней международный номер маяка "М 8060", а по книге "Огни и знаки Тихоокеанского побережья России" № 2451.
Изначально на месте нынешнего маяка в 1892 г. японцами был построен временный маяк "Керамуи–Саки", представлявший из себя восьмигранную пирамидальную деревянную башню высотой около 12 м. окрашенную в чёрно-белые горизонтальные полосы, став самым старым деревянным маяком на Дальнем Востоке России. При маяке жила команда маячников, а жилые постройки были соединены с ним закрытыми переходами. Но каким-то чудом временная башня простояла аж 86 лет до 1978 г. пока совсем не обветшала.На этом старом фото из группы в Одноклассниках служивших здесь, на заднем фоне видна ещё не разобранная башня старого японского маяка.
На башне был установлен френелевский светооптический аппарат 5-го разряда, который светил силой в 1500 свечей белым проблесковым огнём с периодом вращения 15 сек и дальностью 12 миль. В 1927 г. сила света была увеличена до 9 000 свечей. Также прямо на башне был установлен 180 килограммовый колокол, в который во время тумана били раз в 5 секунд. Колокол сохранился до наших дней. В 1976 г. он был перевезён на маяк Крильон.
После Второй Мировой Войны маяк продолжил работу уже под советским руководством и 1 февраля 1949 г. получил нынешнее название, а в 1951 г. характеристики огня изменили. Свет маяка стал длиться 2 сек, темнота 5 сек и период вращения 7 сек. При этом была уменьшена дальность видимости до 6 миль.
В 1977 г. начали строительство нового типового автоматического маяка "Весло" и в течении лета была возведена монолитная железобетонная башня на высоту 6 м. из 17-ти запланированных, после чего строительство было заморожено на 2 года.
Всё это время на бывшей антенной мачте действовал временный сигнальный огонь, которая в 1979 г. разрушилась от ветхости. Вместо неё был установлен временный деревянный светящий навигационный знак высотой 5 м. В этом же году на мыс было доставлено радиоизотопное энергетическое устройство "ИЭУ-2" от которого запитали временный сигнальный огонь. То есть маяк стал "атомным".Рядом с маяком лежит сгнившая обвалившаяся крыша от световой камеры оптического устройства. Обычно её изготавливали из цветных металлов, но здесь почему-то выполнили из железа и она быстро пришла в негодность.В 1980 г. строительные работы вновь возобновили и спустя год 12 октября 1981 г. маяк был сдан в эксплуатацию.Он представлял из себя восьмигранную пятиэтажную призматическую башню высотой 12 м. на четырёхгранном пятиметровом цоколе. Все выходы на улицу были оснащены военными гермодверями и гермолюками характерными для заглублённых военных объектов, что очень большая редкость для маяков. Скорее всего они были установлены для защиты маяка на случай возникновения цунами. Также мы подумали, что они могли нести ещё и функцию защиты окружающей среды, в случае повреждения "радиоактивной батарейки". Это пока не ясно, может кто из строивших его читателей поможет нам прояснить этот момент. Зайдём внутрь через бывший главный вход с гостеприимно распахнутой гермодверью.С момента постройки новой башни, электропитание обеспечивалось радиоизотопным энергетическим устройством "ИЭУ-2", а с 1990 г. двумя устройствами "Бета-М". Но в 2000-х гг. на маяке установили солнечные батареи и питание стало производиться от аккумуляторов.В помещении сохранились и более старые аккумуляторы.Какой-то очень подозрительный блок, вероятно от преобразователя, скорее всего имевшего отношение как раз к тем самым "атомным батарейкам" РИТЭГ, что были установлены на маяке для питания.В башне не было привычных маякам винтовых лестниц, что конечно сильно влияет на эстетическую составляющую.В середине башни было т.н. утеплённое помещение для прибывающей на маяк редко появляющейся обслуживающей смены.Также башню оснастили радиомаяком "АНРМ-25", который позже был заменён на более новый радиомаяк "Агат-3", непрерывно работавший на частоте 306,5 кгц на дальности в 25 миль.Фидерный ввод антенны.И вот мы поднимаемся на самый верх.В бывшую развалившуюся световую камеру оптического устройства ведёт гермолюк.Наверху башни смонтировали светооптический аппарат "ЭМ-300" с прежними характеристиками интервала света, но дальность была увеличена до 10 миль, а огонь стал не проблесковым, а круговым. В 2002 г. старый аппарат заменили на "ЭМ-200" снизив дальность на одну милю.Антенна радиомаяка.Сами панели солнечной батареи.В начале октября 1994 г. в результате сильного землетрясения в фундаменте, стенах и перекрытиях образовались трещины, но маяк не прекратил свою работу.А такой с него вид на болота. Береговая линия здесь постоянно меняется то и дело отрезая болотами проход к маяку. Те немногие в интернете, кто хотел побывать на нём в летнее время, сталкивались с холодной водой и отступали. Кстати снежные горы в дали это уже Япония, Хоккайдо.Несколько лет назад солнечные батареи и аккумуляторы вышли из строя и с тех пор маяк больше не работает.У бывших построек одного из бывших постов технического наблюдения местной погранзаставы теперь пасутся коровы.Фундаментные блоки от бывшей антенной мачты.А это гермодверь на втором входе в маячную башню.Вдали видны руины ПТН "Весло" с дизельной, о которых мы расскажем позже подробно в отдельном посте.На входе в пристройку с метеорологическим оборудованием теперь лежит рама от ещё одной гермодвери.Сама гермодверь валяется рядом.Ну а в самой пристройке сохранился лишь фундамент. А на этом всё.Если вам понравился материал, то подписывайтесь на наш канал. Спасибо за просмотр и до новых встреч.