Во время своего очередного нелегального похода в Чернобыльскую зону отчуждения мы с другом решили сходить и посмотреть на легендарный луноход, который находится в Буряковке, в пункте захоронения радиоактивных отходов.
Пришли в Буряковку под вечер, дошли без происшествий, только собаки с "Вектора" лаять начали ещё за километра три. Перебежали просеку ЛЭП, скинули рюкзаки под самую "чистую" ёлку и полезли на стоянку.
На стоянке провели четырнадцать с половиной минут. За это время сделал 320 фотографий, более подробно на стоянку посмотрим в следующих статьях, сегодня взглянем именно на луноход и джокер.
Стоят эти два робота на севере стоянке, прямо у колючей проволоки. Так как на стоянку мы залезли с юга, нам пришлось топать среди радиоактивных груд машин, труб, вертолетов достаточно долго.
Первым в глаза бросается Джокер!
Этот полицейский немецкий робот Joker (Джокер), оборудованный для работы на крышах третьего и четвертого энергоблоков, так и не сумел показать себя.
В фильме-рассказе Валерия Стародумова (участника ликвидации, дозиметриста) говорится, что советская сторона, заказывая себе Joker, занизила возможные уровни излучения, и робот, недостаточно защищённый чопорными немцами, вышел из строя.
Именно в этом месте между гусеницей Джокера и его катком, застряла сборка (кусок графита).
Как видно гусеницы теперь демонтированы, как и вся внутренняя электронная начинка.
На джокере справа лежит луноход, робот СТР-1.
Специализированный транспортный робот или СТР-1, это легендарный и общеизвестный аппарат, принимавший активное участие в очистке крыши Чернобыльской атомной электростанции от завалов высокорадиоактивных элементов разрушенного реактора.
Робот эксплуатировался при уровнях гамма-фона до 3000 Рентген в час. В некоторых местах (у основания вентиляционной трубы №2) уровни излучения доходили до 10000 Рентген в час.
Опыт применения роботов на Чернобыльской атомной электростанции для таких условий показал возможность проведения дезактивации робототехническими средствами, что позволило снизить уровни фона на несколько порядков и уберечь от облучения около тысячи человек, которые надо было использовать для выполнения этой работы.
Роботы управлялись по защищенным каналам связи, грубо говоря, цифровым радиоканалом. Роботы были очень медлительны и имели маленький ковш.
Как видно оборудование с лунохода тоже было демонтировано, осталось лишь шасси.
Как показала практика, роботы себя не оправдали. Они могли участвовать в отдельных видах работ, в отдельных аварийных ситуациях, но при масштабных авариях, человек все-таки оказался надежнее.
Спасибо за предоставленный фотоматериал Максиму Майорову специально для канала ComDig | Индустриальный туризм!
Дорогой читатель! Подписывайся на наш канал и следи за новостями.