Россия — это страна, где на улице легко можно встретить танк, а у кого-то в гараже — самолёт. Эта история о том, как один из истребителей четвертого поколения Су-27 оказался внутри одного из учебных корпусов Новосибирского Государственного Университета.
Рассказ пойдёт о «Сушке», что находится в лаборатории Факультета Летательных Аппаратов и собрана силами Студенческого Конструкторского Бюро, сокращённо СКБ.
СКБ возникло ещё в семидесятых годах, но после развала Советского Союза, деятельность студенческого конструкторского бюро постепенно сошла на нет.
Возрождение началось лишь в 1999 году по инициативе тогдашнего декана факультета Н. В. Курлаева, руководство же нал студенческим КБ взял на себя заведующий лабораторией Мохов Юрий Владимирович.
Истребитель Су-27, изначально, принадлежал военной кафедре, но после того, как её расформировали самолёт чуть было не потеряли. К счастью, ему нашли место лаборатории ФЛА.
Изначально, же самолёт появился в университете в 2002 году. Когда по просьбе заведующего военной кафедрой и легкой руки одного из генералов Военно-Воздушных Сил, из Крымска, на борту Ан-22 был пригнан истребитель Су-27, 1987 года выпуска.
Полноценная боевая машина! Конечно, перед тем как передать машину университету, военные сняли с «Сушки» всё вооружение и опознавательную систему «свой-чужой».
Первые два года самолёт стоял во дворе, так как просто не пролазил в грузовые ворота здания. В итоге, не придумав ничего лучше, самолёт слегка уменьшили в размерах разобрав, а затем стали собирать внутри здания. Вдумайтесь в авантюру, попытаться разобрать и собрать собственными силами истребитель 4-го поколения!
Стоит отметить, что питание систем самолёта сейчас осуществляет от внешней сети. Именно поэтому на самолёте висит табличка «под током.»
Когда военную кафедру расформировали, то самолёт хотели забрать, но к счастью, на тот момент он стоял уже практически собранный и снова разбирать и собирать самолёт никто не решился.
Даже имея на руках всю необходимую техническую документацию, собрать Су-27 оказалось достаточно сложной задачей, к тому же, помещение в котором его установили мало подходило под эти цели.
В учебном корпусе отсутствовала даже кран-балка и самолёт собирали, что называется вручную, по дедовской системе: «Одни крыло держат, а другие прикручивают».
Тем не менее самолёт собрали практически полностью и был даже произведён запуск турбостартера (механизма, запускающего основные двигатели).
Полноценный запуск двигателей в здании никто проводить не стал из соображений безопасности. Да и без 500 литров авиационного керосина эта птичка запускаться не будет — так настроены датчики топлива.
Кстати, в кресле пилота на месте даже пиропатроны для катапультирования. Но из соображений безопасности их всё же решили отключить.
Вот такая замечательная судьба сложилась у самолёта Су-27. Истребитель, вполне мог быть списан и утилизирован, но нашёл новый дом в стенах НГТУ. Побольше бы таких историй и людей, благодаря которым такие истории имеют место быть!
Фотографии: Ralph Mirebs | Текст и редактура: NordSkif