Заброшенный военный аэродром Килпъявр с останками истребителей

Ныне мёртвый военный аэродром истребительной авиации, построенный в 1953 году за полярным кругом недалеко от Мурманска. Вместе с аэродромом строился и посёлок Килпъявр на берегу одноимённого озера с размещённым в нём военным гарнизоном.


Побережье озера к слову усыпано напоминаниями о былой деятельности аэродрома.

Для начала краткая информация о аэродроме:

С 1956 по 1962 гг. на аэродроме размещался 174-й гвардейский Краснознаменный Печенгский полк истребительной авиации, носивший имя Б. Ф. Сафонова.

С 1962 г. на аэродроме разместился уже 941-й истребительный авиаполк.

По информации из интернета с 1963 по 1976 гг. аэродром использовался для совместного базирования с гражданской авиацией и на его территории размещался аэропорт "Мурманск-3". В то время помимо военных самолётов на нём размещались самолёты Ту-124, Ту-134, Ил-18, Ан-24, Ан-10 и Ан-12. Но не обходилось и без катастроф. Так в 1965 и в 1970 гг. вблизи аэродрома разбилось два самолёта Ту-124.

В первой половине 1980-х гг. на аэродроме началась масштабная модернизация с постройкой новых сооружений и в 1985 г. обновлённый аэродром был обновлён для обеспечения базирования новых истребителей Су-27.

Распад СССР аэродром пережил и с 2001 г. его занял созданный на основе 941-го ИАП с причислением регалий 470-го гвардейского Виленского ИАП ордена Кутузова 9-й гвардейский истребительный авиаполк на самолётах МиГ-19, МиГ-23М и Су-9.

В 2009 г. полк был переведён в Карелию на аэродром Бесовец, где объединён со 159-м и 177-м истребительными полками.

Ну а теперь давайте посмотрим на то, что осталось от аэродрома спустя десяток лет после ухода военных. Территорию окутывали периметры с КСП.

Мы выходим к дальним площадкам арочных укрытий в обваловке для самолётов, которые были почему-то переоборудованы под совершенно другие нужды.

Например здесь демонтировали распашные защитные ворота и сделали командный пункт.

На входе в пристройку установлена гермодверь. Заглянем внутрь.

Арочное укрытие было разделено кирпичными перегородками на различные помещения.

Где-то даже осталось на что посмотреть.

Но в целом тут всё давно уже разграблено и пусто.

Другие укрытия переделаны в склады, которые абсолютно пусты.

Двигаемся дальше мимо всяких складов и капониров.

Что тут хранилось точно уже не сказать, но знаки на дверях намекают на то, что это было что-то взрывоопасное и с источником радиации.

Далее следует территория технической позиции подготовки ракет.

Здесь на площадках открытого хранения осталось множество ящиков от вооружения.

И арочное сооружение в обваловке.

Простое до ужаса.

Далее идём к самому интересному мимо технической позиции подготовки самолётов. Также на неё могли экстренно приземляться истребители.

Взлётно-посадочная ВПП 03/21 полоса длиной 2500 метров и шириной 44 метра.

Заглублённый командно-диспетчерский пункт КДП.

У входа валялся перевёрнутый кунг.

Для начала заглянем наверх в смотровую кабину.

Она конечно же пуста.

Помещение для отдыха дежурного состава.

А теперь заглянем в подземную часть КДП.

Здесь располагалась аппаратура связи и силовые щиты.

Рабочие места.

Фильтро-вентиляционная установка.

Помещения для отдыха.

И туалет за такой корабельной гермодверью.

Оголовок вентиляции.

Возле КДП лежит поваленная антенная мачта.

Далее наш путь лежит к стояночным местам истребителей.

Одна из групп укрытий для самолётов.

Арочные сооружения имели массивные распашные защитные ворота, служащие для защиты самолётов от непогоды и осколков в случае нападения. Прямой удар эти сооружения выдержать не могли.

Створки открывались при помощи электромоторов, которых конечно же не сохранилось.

Последние годы их использовали под склады всякого ненужного хлама.

очередное укрытие.

И вновь всякий хлам внутри.

Документация на оборудование самолётов.

Ну а теперь пройдём к самому интересному на аэродроме.

Недалеко от одной из групп укрытий для самолётов стоят останки семи многоцелевых всепогодных сверхзвуковых тяжёлых истребителей четвёртого поколения Су-27.

Самолёты Су-27 эксплуатировались ещё с середины 1980-х гг. но официально были приняты на вооружение только в 1990 г.

Эти машины и по сей день являются одними из основных в РФ, а на их основе было разработано целое семейство более совершенных машин под разные задачи.

Этим же не повезло. Они выработали свой ресурс и ждут распила на металл. С них сняты двигатели, крылья и всё оборудование.

Грустно видеть их в таком состоянии.

Эта боевая машина носила имя Героя СССР Маресьева А. П.

Рядом лежат фонари от кабин некоторых машин.

И демонтированные подвески.

Теперь пройдём мимо газовочной площадки к ТЭЧ.

На подходе валяются крылья от истребителей.

Техническая эксплуатационная часть имела сразу два цеха.

Обычно стоит один покрупнее.

Внутри всё разграблено.

Но сохранились головные обтекатели истребителей.

Если все находки стащить в одну кучу то можно собрать несколько макетов самолётов. :)

Заглянем в бытовые помещения.

Здесь тоже всё разбито и разграблено.

Второй цех сохранился ещё хуже.

Конечно мы осмотрели на аэродроме далеко не всё и можно было бы показать ещё разбитые котельные, автопарк и много чего ещё, но пост и так получился очень большим, и самое интересное мы показали. Так что на этом всё.

Если вам понравился материал, то подписывайтесь на наш канал и группу вконтакте. Спасибо за просмотр и до новых встреч.