
После двух напряженных дней сегодня мы двигались в более спокойном ритме. Наш бешеный старт, вызванный опозданием на маршрут, заставил нас в первый день пройти полуторадневную норму, что сильно вымотало всю группу. Вероятно, именно из-за этой усталости мы вчера и не дотянули до запланированных 5000 метров, остановившись на 4700. Сегодняшний план был прост: спуститься в Юбен, встретить машину, перебраться в Седж — точку старта нашего первого большого кольца. Если бы всё удалось сделать к обеду, было бы идеально.

Однако, как это часто бывает в горах, планы столкнулись с местной реальностью. Но об этом чуть позже.
Утром я чувствовал себя довольно бодро (насколько это возможно на третий день в высокогорье) и даже обошёлся без таблеток. Спускаться почти на 800 метров с облегченным рюкзаком — задача не самая сложная, главное, чтобы погода не подвела. Оценив утреннее небо, я успокоился: похоже, дождя не предвидится.

Единственное, что слегка портило впечатление, — стойкий запах разложения от останков барана, доносившийся с утра. Кате Е. даже показалось, что этот запах проник в наш шатер, но я предположил, что она спутала его с запахом газа, который иногда прорывается при подключении баллона к горелке.
Мы неспешно двинулись назад, в сторону Юбена. В районе разливов реки было важно не пропустить тропу, и Катя Е. доверила мне навигатор на одну ходку, чтобы я вывел группу верно. С задачей я справился — нашёл нужную тропинку, которая петляла по крутым, но удивительно зелёным склонам.
Примерно на четвёртой ходке я поймал себя на мысли, что, наверное, похож на какого-нибудь странствующего проповедника с посохом, за которым идут ученики. Белая рубашка и одинокая трекинговая палка только усиливали этот образ. Правда, с историческим прототипом я так и не определился — для Гэндальфа я был ещё молод, а другие варианты в голову не приходили.

Ближе к десяти утра солнце снова начало нещадно палить. К тому моменту мы прошли уже больше половины пути и даже миновали то самое место на островке, где отдыхали в первый ходовой день. Я прикинул, что спускаемся мы примерно в 2,5 раза быстрее, чем поднимались, поэтому мысль «ещё чуть-чуть — и мы в Юбене» не давала покоя ни мне, ни тем, кто шёл в голове группы. Однако это «чуть-чуть» почему-то никак не заканчивалось.

Я обратил на это внимание уже за пару километров до конца. На участке вдоль прижима тени не было вообще, поэтому делать привалы приходилось прямо на тропе, под палящим солнцем. Сильно отставал Дима — внешне крепкий парень, но двигавшийся очень медленно. Ребята пытались ему помочь (забрали у него верёвку ещё до обеда, потом ещё что-то — прим. Вани), но, похоже, это мало помогало: любой, даже небольшой подъём сразу отбрасывал «хвост» группы минут на 25, в то время как на его прохождение уходило всего 15.

В голове родилась параллель: я будто Моисей, ведущий свой народ по пустыне к обещанной земле.

После очередного затяжного привала Катя Б. предложила просто одной ходкой, каждому в своём темпе, дойти до той самой полянки, откуда мы стартовали в первый день.
Обратите внимание: Про рекламу, походы и мой огромный доход.
Даже идя впереди, я потратил на это около получаса. Те, кто пришёл первыми, изрядно «сварились» на солнце, особенно Катя З., которая почти сразу по прибытии на берег реки напротив Юбена отправилась охлаждаться в ледяной воде. Большая часть группы, добравшись до цели, последовала её примеру: сбросила рюкзаки, поставила тент и полезла в воду.
Пока готовился обед, наши руководители связались с таджикским контрагентом, который отвечал за всю нашу логистику.

Он уверял, что машины будут «вот-вот». Но мы уже начали понимать, что в этих краях многое решается по принципу «иншалла» (как Бог даст), поэтому, хоть и надеялись на пунктуальность, сценарий с опозданием из головы не выкидывали.

Вероника и коровки.
Так и вышло — машина приехала гораздо позже (не в 3 часа, а ближе к 7 вечера), да ещё и всего одна. В итоге вместо того, чтобы всем составом оказаться в Седже к 4 часам дня, мы прибыли туда уже глубокой ночью. Водителю, большому любителю бадахшанского фолк-транса и сна за рулём, пришлось дважды сгонять от Юбена до Седжа (тут чуть меньше 20 км в одну сторону), чтобы перевезти всю нашу компанию.
Но на этом проблемы не закончились. Поскольку я ехал в первой машине, то стал свидетелем того, как в Седже мы разместились во дворе местного фермера, владевшего ослами. О том, что Катя Б. и Катя З. рассчитывали использовать их как тягловую силу, я узнал только позже в Хороге (видимо, ослики относились больше к финансовой части похода, а не к моей логистической). Руководству ещё в Москве посоветовали не платить за осла больше 15 долларов. Местный же фермер упёрся и запросил 200 долларов за двух. Естественно, Катю это не устроило, и она отправилась на поиски альтернатив.
Большую помощь в этом деле оказала Вероника — психолог по образованию и очень общительная девушка, которая легко находила общий язык с людьми, общение с которыми у меня бы, скорее всего, зашло в тупик. Взяв с собой Федю (две русские девушки, которые в кромешной тьме ищут ослов в памирском кишлаке — это же готовая завязка для фильма Саши Сулим!), они отправились вглубь села на переговоры. В итоге договорились с кем-то другим, оставив «монополиста» без заработка. Хорошо ещё, что он нас за это не выгнал.

Пока наше трио искало осликов, мы ставили шатёр прямо во дворе того самого фермера, среди пыли и камней. Стас и Ваня, будучи завхозом и снаряженцем, в полной темноте мучились с распределением еды и снаряги на самое длинное, 10-дневное кольцо маршрута.

Завхоз за работой.
Меня нещадно клонило в сон — мы встали в 4-4:30 утра, а на часах было уже начало одиннадцатого вечера, — но хотелось как-то помочь товарищам. В итоге мы немного пораскидывали еду по рюкзакам, стараясь распределить нагрузку более-менее равномерно.
Уже завтра все эти водители, владельцы ослов и фермеры останутся позади, и начнётся настоящий автономный поход. Как ни странно, впервые в горах мне так сильно хотелось поскорее избавиться от лишних людей и остаться наедине с природой и своей группой.
<==День 2. Фармацевтический концернДень 4. Квартирный вопрос==>
Больше интересных статей здесь: Туризм.
Источник статьи: Шахдара-2025: последний поход по планете Памиракис. День 3. Вайб Моисея.
