На днях, во время моего путешествия по Уралу, заехал в небольшой городок Карабаш. Город примечателен тем, что по версии ЮНЕСКО, он возглавляет список самых загрязненных городов нашей планеты. Подтверждающего документа никто не видел ? поэтому данный факт можно считать уткой.
Любой поисковик, если искать информацию об этом городе, выдаст вам кучу страшных картинок с «марсианскими» пейзажами и цветными реками. Это город, про который ходят много слухов и легенд о том, что уже на подъезде к нему у туристов случается «понос и быстрая смерть».
Я съездил в Карабаш и лично проверил обстановку.
Дорога к этой локации, проходит через густые леса с яркой и сочной зеленью.
Дорога, как и большинство дорог нормального качества. Конечно есть заплатки, но ехать разрешённые 90 км комфортно.
Я ждал увидеть местность с выжженной землёй, с марсианскими пейзажами, разбросанными тут и тут трупами животных. Но, ничего подобного не обнаружил. Ну разве что, повсеместная разруха и запустение.
Сразу на въезде, нас встречает знаменитая оранжевая река.
Эту реку любят фотографировать блогеры, а затем пугать своих читателей «огромными кислотными речками усеянные мусором».
Обычный индустриальный пейзаж.
Стоит огромный завод, да вокруг шламовые поля и огромные отвалы.
Но и зелени тоже много. Город и местность потихонечку восстанавливаются после беспрерывной добычи и переработки меди.
Репутацию «самый грязный город», Крабаш заработал еще в конце семидесятых годов. Тогда медеплавильный завод, основанный в 1910 году выбрасывал в воздух тысячи тонн сернистого ангидрида.
Ангидрид концентрировался в атмосфере и затем выпадал в виде кислотных дождей на близлежащие территории. Очистных сооружений не было даже в проекте. При СССР об экологии никто не думал.
Отходы производства сваливали рядом. Получались огромные горы из отработки.
И так продолжалось много лет. В 2014 году завод перешёл под управление «Русской Медной компании». Началась масштабная реконструкция по экологической и технологической модернизации.
Установили фильтры, сделали замкнутый цикл оборота воды и прочее. После проведённых модернизаций ситуация с экологией начала медленно, но верно выправляться. Так что, если бы не комбинат, всё бы давно уже умерло и разрушилось.
Карабаш, это в основном частный сектор.
В годы индустриальных пятилеток и грандиозных строек (конец 30-х) тут проживало более 50 000 человек. С тех порт население постоянно сокращается. Сейчас тут проживает менее 10000 человек.
Самый тиражируемый вид на город и окрестности с вершины Лысой горы.
Заезжать выше на нашем Chevrolet Traverse мы конечно смогли бы (полный привод позволяет), но не решились. Сыпучий грунт и сильнейший с порывами ветер. Хотя конечно можно, но рисковать не стали.
Есть мнение, что деревья на Лысой горе, исчезли из-за кислотных дождей. А есть и другое мнение, что деревья вырубили. Для строительства завода нужно было много древесины и леса вырубались.
А молодые деревья, оказались чувствительны к кислоте и приживались очень неохотно и трудно.
С вершины Лысой горы, открывается прекрасный вид на море Аргазинского водохранилища.
Аргазинское водохранилище (или просто Аргази) – самый большой по площади водоем Челябинской области. Это искусственный водоем, созданный в 1946 году при строительстве Аргазинской ГЭС на реке Миасс.
Несколько десятков панельных пятиэтажек. Вот и весь город. Как видно, долина медленно затягивает свои индустриальные раны молодой зеленью.
Место конечно неоднозначное, но обязательное к посещению.
Часть 1: Россия. Урал. Жизнь на краю ямы. Огромный карьер в Миассе ?⚒♨️
__________________________
Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал «Промышленный турист» ✌️?