Во время своего путешествия по Уралу я решил заглянуть в город Карабаш. О нём ходит много слухов, главный из которых гласит, что ЮНЕСКО признала его самым загрязнённым городом на планете. Однако подтверждающих документов никто не видел, поэтому этот факт можно считать скорее городской легендой, чем истиной.
Интернет пестрит пугающими фотографиями «марсианских» ландшафтов и рек неземных цветов. Рассказывают, что на подъезде к городу у неподготовленных туристов может случиться всё что угодно. Я же отправился туда, чтобы составить собственное мнение.
Моя поездка в Карабаш: личные наблюдения
Дорога к городу оказалась весьма живописной: она петляет через густые уральские леса с сочной зеленью, что совсем не вяжется с образом выжженной пустоши.
Сама трасса вполне приличного качества, с обычными для наших дорог заплатками, но ехать с разрешённой скоростью в 90 км/ч было комфортно.
Я ожидал увидеть апокалиптические пейзажи, но вместо этого обнаружил скорее обычную для многих моногородов запущенность и разруху. Никаких выжженных земель или «марсианских» видов по пути не попадалось.
Кстати, в этой поездке я оценил одну из приятных особенностей Chevrolet Traverse — возможность заправляться 92-м бензином, несмотря на серьёзную мощность в 318 л.с. и крутящий момент 360 Нм.
Встреча с легендарной рекой и индустриальными видами
На въезде в город нас действительно встретила знаменитая река с водой оранжевого оттенка.
Её очень любят фотографировать блогеры, представляя как «кислотную реку, кишащую мусором». На деле же это типичный индустриальный пейзаж.
Видны огромные шламовые поля и отвалы, над которыми возвышается металлургический завод.
Но что удивительно — вокруг довольно много зелени. Создаётся впечатление, что природа потихоньку начинает залечивать раны, нанесённые десятилетиями добычи и переработки меди.
История экологических проблем и путь к исправлению
Дурная слава «самого грязного города» закрепилась за Карабашом ещё в конце 1970-х. Медеплавильный завод, работающий с 1910 года, тогда выбрасывал в атмосферу колоссальные объёмы сернистого ангидрида.
Это вещество концентрировалось в воздухе и выпадало на землю в виде кислотных дождей. В советское время об очистных сооружениях и экологии в целом думали в последнюю очередь, а отходы просто складировали рядом, образуя гигантские терриконы.
Так продолжалось долгие годы. Переломный момент наступил в 2014 году, когда предприятие перешло под управление «Русской Медной компании».
Началась масштабная модернизация: установили современные фильтры, внедрили замкнутый цикл использования воды и другие технологии. Благодаря этим мерам экологическая обстановка стала постепенно улучшаться. Можно сказать, что сейчас именно комбинат, который когда-то был источником проблем, даёт городу шанс на возрождение.
Город сегодня: тишина, частный сектор и виды с Лысой горы
Современный Карабаш — это в основном частные дома.
В период расцвета, в конце 1930-х годов, здесь жило больше 50 тысяч человек. С тех пор население неуклонно сокращалось, и сейчас в городе осталось менее 10 тысяч жителей.
Самый известный вид на город открывается с вершины Лысой горы.
Наш полноприводный Chevrolet Traverse теоретически мог бы туда подняться, но мы не рискнули из-за сыпучего грунта и очень сильного ветра.
Существует две версии, почему гора лысая. Согласно первой, деревья погибли из-за кислотных дождей. По второй — их вырубили для нужд строительства завода, а молодняк не приживался из-за высокой кислотности почвы.
С Лысой горы открывается прекрасный вид на Аргазинское водохранилище.
Город с высоты выглядит как несколько десятков панельных пятиэтажек, окружённых частным сектором. Видно, как долина медленно, но верно затягивает свои индустриальные шрамы молодой зеленью.
Карабаш — место, безусловно, неоднозначное, но очень интересное и достойное посещения для тех, кто хочет увидеть историю промышленного Урала своими глазами.
Часть 1: Россия. Урал. Жизнь на краю ямы. Огромный карьер в Миассе ?⚒♨️
