Соло-путешествие по Крыму: Первый день на Ай-Петри

Мой первый день самостоятельного путешествия по Крыму начался в ночь с 4 на 5 мая 2023 года, в самый разгар будней.

Я отправился в Ялту на ночном автобусе из Краснодара. Пассажиров было немного, не больше десяти человек, и в пути половина салона пустовала. Билет обошёлся в 1900 рублей.

В станице Новомышастовской нас остановила полиция — они задержали сразу два автобуса, следующих в Крым. У всех пассажиров собрали паспорта и проверяли их около двадцати минут.

Дорогу я в основном проспал. Остановки по пути были короткими, не больше пяти минут, и я до сих пор не понимаю, как за такое время можно было успеть в туалет.

Перед въездом на Крымский мост нас ждал досмотр людей и багажа. Мы сонно вышли, и я оказался впереди всех. Багаж просветили, паспорт не спрашивали — просто сказали заходить. Наверное, мои данные уже проверили заранее, когда я покупал билет до Ялты и регистрировался в МЧС.

В семь утра я был уже в Ялте. Город только просыпался. На автовокзале ко мне подошёл мужчина и мягко поинтересовался, не нужно ли мне жильё. Туристов в Ялте было мало — за всю поездку я заметил, что их стало в разы меньше, чем год назад. Видимо, туристический сезон 2023 года не задался из-за взрыва Крымского моста в октябре и новостей о возможных угрозах. Честно говоря, я и сам ехал с некоторой тревогой — а вдруг что-то случится? Но всё было спокойно. Никто окопы не копает, военной техники почти не видно, с автоматами по улицам никто не ходит. Хотя ощущение военного присутствия и своеобразного культа войны, конечно, чувствуется. Крым — удивительное место, где я побывал, и его стратегическая важность очевидна. Не зря здесь веками жили разные народы и шли войны.

Автовокзал в Ялте показался мне таким же старым и неуютным, как и десять лет назад, ещё во времена Украины. Ничего здесь, кажется, не изменилось.

Я сел на маршрутку до Кореиза. Проезд стоил 30 рублей — небольшая компенсация за удобство.

Вышел на заправке «Тесс», купил кофе и… выиграл ещё один стаканчик! Я воспринял это как добрый знак в начале пути. Отличное начало!

Дальше я пошёл по Кореизской тропе в сторону Ялтинского горно-лесного заповедника. Вход платный — 200 рублей, можно выбрать до трёх маршрутов. Я взял направление на «Зубы Ай-Петри». В последний раз я был здесь в 2012 году, во время медового месяца. Тогда тоже стоял май, было туманно и очень холодно, и мы с женой, немного погуляв, взяли такси на вершину.

Обратите внимание: Как выглядела Припять и ЧАЭС в 1986 году - первый год после эвакуации населения. Уникальный архив.

В этот раз я хотел закрыть тот давний гештальт и подняться на Ай-Петри (около 1200 метров) снизу, пешком. Это одна из высочайших вершин Крыма, учитывая, что абсолютный максимум здесь — около 1500 метров. Тропа оказалась довольно ровной и живописной. По пути встретился один хороший родник. Шёл в основном через сосновый лес. Вокруг ни души — только тишина, и я был невероятно счастлив, что отправился в путь один. Обожаю это сочетание — сосны, горы и море где-то вдали.

На вершине Ай-Петри, впрочем, было полно народа: туристы, кафе, джипы для экстремальных поездок. Канатная дорога, которая обычно стоит 600 рублей, не работала — сказали, из-за погодных условий. Хотя на улице было солнечно и около +15, что по ощущениям как +25 в Краснодаре. Я переоделся в футболку и намазался кремом от солнца.

На маршруте «Зубы Ай-Петри» меня остановил лесник. Я показал электронный билет и спросил, можно ли пройти дальше по хребту вдоль моря, чтобы выйти на Великую Севастопольскую тропу. Он ответил, что дальше идти нельзя — это территория Ялтинского заповедника, а там ещё и купольные сооружения (военные, как я понял). Посоветовал обойти по асфальту до газопровода, зайти за купола, и уже потом можно будет свернуть налево в любом месте. Меня это немного расстроило — получался изрядный крюк.

Полюбовавшись знаменитыми «зубами», я двинулся по асфальтовой дороге.

Вдалеке заметил людей с рюкзаками — они шли в сторону Ай-Петри, может, спускались откуда-то, неподалёку виднелась турбаза. В целом за день я намотал около 28–30 километров, или 38 тысяч шагов. Ноги гудели, тело ныло, начали натирать мозоли. Пришлось забинтовать стопы и идти дальше. По дороге на Ай-Петри меня обогнали велосипедисты — мы дружески поздоровались. Также по пути встречались памятники, посвящённые событиям Второй мировой войны.

Дорога, несмотря на усталость, оказалась очень интересной — с серпантинами и потрясающими видами. Глянул на карту и увидел, что рядом находится Большой Каньон Крыма. Решил заночевать именно там. К 18:30 я добрался до автостоянки Коккозка. Первую ночь пришлось провести не в полном одиночестве — неподалёку расположилась семья с детьми. Я встал лагерем метрах в ста от них. Думаю, они были очень удивлены, увидев девушку, которая ночует одна в горах. Честно говоря, я бы и сам удивился на их месте. За всё время своих походов я редко встречал девушек, путешествующих в одиночку. Усталость взяла своё — уже в семь вечера я вырубился и проспал до половины восьмого утра.

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: Солопоход по Крыму. День первый.