"Орлан-10" это не просто мелкий самолёт с камерами на пульте управления, как может показаться на первый взгляд. Это целый многофункциональный разведывательный комплекс, разработанный "Специальным технологическим центром" для нужд военных и спасателей.
Благодаря модульной системе летательных аппаратов комплекс постоянно модернизируется под различные нужды и входит в группировки различных родов войск. БПЛА этого комплекса могут находиться в воздухе до 16-18 часов на высотах до пяти километров и управляться на удалении от пункта управления на расстоянии около 150 километров, а в автономном режиме и вовсе до 600. При этом неся полезную нагрузку до пяти килограмм, что позволяет устанавливать на них различное специфическое оборудование и использовать их как для простого наблюдения в сложных метеоусловиях, так и для более специфических нужд. Разные модификации этого БПЛА могут иметь чуть другие характеристики.
Помимо стандартных фотокамеры и видеокамеры с гиростабилизацией и регистрацией текущих координат и высоты, летательные аппараты оснащаются тепловизорами, контрольно-измерительной аппаратурой для различных замеров, радиопередатчик для передачи изображения на пульт и т.д. А в составе таких комплексов РЭБ как "Леер-3" они оснащаются ретрансляторами и могут использоваться в качестве летающих вышек мобильной связи, или же в наоборот в качестве средств подавления. Также для увеличения дистанции полёта при помощи ретрансляторов одного летательного аппарата можно управлять другими, находящимися за пределами зоны приёма сигнала с пункта управления. Всё бортовое оборудование питается от встроенного генератора.
Что интересно, при весе всего в 18 килограмм, характеристики и состав бортового оборудования Орлана близки к аналогичным израильским БПЛА "Searcher" и "Bird-Eye", только вес первого при том же времени полёта достигает под две сотни килограмм и для приземления ему необходима посадочная полоса, а второй при схожем весе значительно проигрывает в продолжительности и дальности полёта.
Запуск нашего беспилотника осуществляется со специальной катапульты, входящей в комплекс, после пуска с которой включается маломощный бензиновый двигатель, обеспечивающий скорости полёта от 75 до 170 километров в час, в зависимости от необходимости.
Посадка же производится при помощи сбрасывания скорости и раскрытия парашюта, но на экстренный случай жёсткой посадки в них предусмотрено еще две системы. Надувающийся перед касанием пневматический баллон-амортизатор и самоотделяющиеся конструктивные элементы отбрасываемые при превышении допустимой перегрузки, позволяющие значительно уменьшить повреждения.
Наземный пункт управления НСУ обычно монтируется на базе Камаза 5350 с кунгом и позволяет одновременно управлять 4 аппаратами. Так НСУ выглядит изнутри в составе комплекса РЭБ "Леер-3". В полу видна одна из ниш для крепления кейсов, в которых хранятся разборные беспилотники, катапульты и защищённые переносные пульты-ноутбуки. Для работы операторов внутри оборудованы рабочие места со столами.
А так выглядят сами пульты в кейсах.
Если верить информации из интернета, весь комплекс включающий в себя передвижной ПУ, 4 беспилотника, катапульту и остальное оборудование стоит около 30 миллионов рублей. Они прошли обкатку и проверку временем, успешно применяясь в Сирии и других горячих точках, отлично показав себя в деле.
Если вам понравился материал, то подписывайтесь на наш канал. Впредь мы будем рассказывать не только о заброшенных объектах, но и иногда о действующих. Спасибо за просмотр и до новых встреч.