Гостеприимные чудяки и куклы без лица

Это Дмитрий Дрозд. Продолжение поездки вокруг Ладоги.

Уцелевшие деревянные церкви остались позади. Ленинградская область тоже остаётся позади, и мы уже едем по Карелии. В сухую погоду чуть больше тридцати километров по пыльной гравийке мимо больших когда-то деревень, которые сейчас просто с каждым годом становятся все меньше и меньше, превращаясь дачные поселки, мы въезжаем в село Шёлтозеро. Основанная масса встречаемых машин по дороге – это грузовики с добываемым то тут, то там диабазом на раскиданных вокруг карьерах.

Впервые село упоминается в 1543 году в жалованной грамоте новгородского архиепископа Феодосия. И одно из сохранившихся сел, которое не изменилось в размерах! В 1905 году на месте Шёлтозеро был куст деревень с совокупной численностью 867 человек. И сейчас население села зимой около 850 человек. Прям удивительно!

В 1883 году Василий Васильевич Витковский писал:

Витковский Василий Васильевич (1856 - 1924) — русский геодезист и топограф, астроном, был исполняющим должность начальника академии Генерального штаба, Генерального штаба генерал-лейтенант. С 1918 года как военный специалист на службе в Красной Армии. С января 1919 года — преподаватель, а с 1921 года — профессор геодезического факультета Военно-инженерной академии.

Во время своего двухнедельного отпуска написал очень интересные "Путевые заметки во время странствия моего по Олонецкой губернии в 1883 году»

Так вот, в каком-то смысле, я с ним согласен. Смотреть толком не на что. Когда-то рядом с Шёлтозером был крупный куст деревень с общим названием: Горное Шелтозеро и там был очередной погост, утраченный на сегодняшнее время.

Музей-заповедник «Кижи» из села Шёлтозера, во время формирования раздела «Вепсы» (что вообще забавно, половина деревянной архитектуры в Кижах – вепсская, но об этом никто не говорит) утащил к себе памятник архитектуры конца XIX века — амбар Ждановой. И хотел утащить еще один, более шикарный памятник деревянного зодчества — дом местного зажиточного крестьянина Мелькина 1814 года постройки, но не вышло.

Потому что в селе Шёлтозеро жил удивительный человек:

Рюрик Петрович Лонин (вепс. Rürik Petrovič Lonin, род. 22 сентября 1930, деревня Каскесручей, Вепсская волость, Автономная Карельская ССР — 17 июля 2009, Шёлтозеро, Республика Карелия) — краевед, собиратель вепсского фольклора, писатель (писал на вепсском и русском языках), заслуженный работник культуры Республики Карелия, основатель Шелтозерского вепсского этнографического музея.

Имя Рюрик – самое настоящее! Хотя в советское время часто не верили и есть часть документов, где первоначально писали Юрий, потом зачеркнуто и правильное написание – Рюрик.

Про дом, сам Рюрик Лонин писал:

Этот дом-комплекс был построен для большой зажиточной вепсской крестьянской семьи в три строительных периода. Сначала он был одноэтажным на высоком подклете, и состоял из двух изб с сенями между ними. К сеням примыкал двухэтажный двор-сарай, а над центральным входом был устроен крытый балкон-галерея. Затем подклет был перестроен под жилье. В нем прорубили окна, которые украсили наличниками. Наконец, во второй половине XIX – начале ХХ вв., тесовая безгвоздевая кровля меняется на драночную, перед входом устраивается тамбур, а галерея-балкон перестраивается в остекленную веранду. Богатый орнамент декоративных элементов дома характерен для построек вепсов.

Отличный дом, образец традиционных северных крестьянских домов – для большой семьи, со всеми хозяйственными постройками под одной крышей.

И вот в этом доме, пережившим два непростых столетия, в котором в советский период были коммунальные квартиры, был с его помощью восстановлен, не перевезен в Кижи (хотя они его хотели утащить) сегодня находится

Везде пишут, что он единственный в России музей, посвященный вепсам. Ну мы то наем, что это не так ))

Основан в 1967 году по инициативе краеведа Рюрика Лонина. В 1967—1980 годах музей имел статус народного, в 1980 году музей стал отделом, а с 1987 года — филиалом Карельского государственного краеведческого музея.

Многие сельчане не понимали, зачем это Лонин разной стариной занимается, с горшками да кадушками возится. Блаженный он, что ли? Это сейчас всем и каждому понятно, что создал Лонин, ни много, ни мало, а Шелтозерский вепсский этнографический музей - главный культурный символ вепсского края. Огромной силы воли был человек! Фактически он 40 лет шел против системы! Не каждому это дано, ой не каждому…

Родился он в деревне Каскесручей, которая сейчас тоже в статусе тихо умирающей. А тогда – это большой населенный пункт. Ему было 11 лет, когда в 1941 г. в его родные края пришла финская армия. Рюрик продолжил среднее образование в основанной финскими властями школе. По свидетельству Лонина, из жителей его деревни всего два человека эвакуировались вглубь СССР перед вступлением финских войск. То были председатель колхоза и учительница Мария Ивановна Пепшина (1915 г. р.). Только они двое из всех сельчан состояли в ВКП(б). Из деревни Каскесручей в Кижи была перевезена баня Фошкиной.

Сейчас прям очень интересно читать воспоминания людей о том, что многие из них даже не пытались бороться с финским режимом в годы Второй Мировой войны. Ведь кто­ то был ребенком и учился в школе, а кто-то просто работал, чтобы прокормить семью. А уж если все это накладывать сейчас на исторические факты об организации финнами совершенно нормальной жизни – работа школ, описи и реставрации деревянной архитектуры, строительство мостов, дорог…

Музей интересен. Да, это обычный музей с витринами. Но он уникален по-своему другим – сотрудниками. Впрочем, еще Витковский писал:

Комплектование же основных фондовых коллекций вепсского музея происходило на территории Вепсской национальной волости – регионе компактного проживания северных (прионежских) вепсов (поселения Шокша, Ишанино, Вехручей, Шелтозеро, Горнее Шелтозеро, Матвеева Сельга, Залесье, Рыбрека, Другая Река, Каскесручей).

И он был бы скучен, если бы не его маленький, но просто очень гостеприимные чудяки. Ведь Чудь – это официальное название вепсов в царской России.

Знакомитесь, настоящий гостеприимный чудяк Евгений Фотеев. Перед путешествием я позвонил в музей, все уточнил по времени работы и обозначил, когда мы приедем. Мы опаздывали. И знаете что? Мне с музея перезванивали и уточняли – точно ли мы приедем? Вам часто звонили с музеев с уточнением? Мне – нет. Приехав в музей, нас ждали. Ждали с настоящим гостеприимством и искренним радушием.

Евгений провел замечательную и увлекательную экскурсию по экспозиции. Было очень интересно и увлекательно! А сколько новой информации мы узнали! Это очередное ВАУ в нашей поездке. Я однозначно советую не просто приезжать в музей, а брать увлекательную экскурсию и проникнуться чудяками. Они того стоят! Евгений носитель вепсского языка, очень интересный язык, на самом деле.

А вы знаете почему у вепсских кукл (да и не только у веппских) нет лица?

Как говорит сам Евгений: «Историю делают люди, которые делаю хоть что-то».

Посмотрите его небольшой рассказ про Вепсов:

Делайте хоть что-то! Не сидите на диване!