Это Дмитрий Дрозд. Продолжение поездки вокруг Ладоги.
После паромной переправы вдоль Онежского озера уходит на добрую сотню километров грунтовая дорога и вдоль нее вымирающие древние населенные пункты…
Деревня Щелейки впервые упоминается в 1496 году в Оштинском погосте как деревня Щелейца.
В конце XIX века население более 400 человек, школа, церковь, 5 часовен и 2 лавки. А сейчас всего 34 человека. Ну и дачи, куда ж без них?
В Щелейках две достопримечательности.
Тут на территории 640 га находится особо охраняемая природная территория: Памятник природы «Щелейки». Это необычный скальный массив из габро-диабаза (современно е правильное название: габбродолерит), который подымается на высоту 100 метров над уровнем Онежского озера. На некоторых участках побережья розовые шокшинские кварциты и чёрные габбро-диабазы вдаются в воды озера в виде сглаженных скальных уступов и мысов.
Интересно, что всего в мире существует три района добычи блочного габбродолерита:
И вторая достопримечательность.
Деревянная церковь Дмитрия Мироточивого (Солунского), которая построена в 1783 году. Кстати, именно по причине своего возраста (достаточно молодая), она сильно отличается от других церквей, встречаемых по время путешествия: она пятиглавая. В 1834 обшита тесом, в 1868 главы обиты железом. Закрыта в 1932, в 1972-1978 гг. отреставрирована с разборкой тесовой обшивки и восстановлением крыльца.
К началу 10-х годов церковь была в состоянии - "щас рухну". И ее начали снова реставрировать. Полностью раскатали и собрали заново.
Реставраторы старались сохранить оригинальные детали, поэтому использовали новых материалы лишь в самых исключительных случаях.
В январе 2018 года реставрационные работы были завершены. Они проводились про проекту Марка Ивановича Коляды, о нем чуть позже буду поподробнее упоминать. И сейчас церковь выглядит вот так:
Пока смотрится она очень забавно - если не знать, что за каждое историческое бревно боролись (ну я в это верю) - ощущение новодела :)
Посмотрев на церковь и прогулявшись приезжаем к очередной жемчужине.
Также впервые упоминается в 1496 году в Оштинском погосте как деревня На Хем-реке. В оригинальном варианте на вепсском языке - Himjogi : hiim - “родственники, родня”, jogi - ”река”. Родная река.
Более мелкая деревня, чем Щелейки. Предельно население достигало уровня 350 человек, хотя также была школа, лавка и мельница. Сейчас же официально живет 91 человек. Даже больше, чем в Щелейках.
И тут находится еще одно ВАУ!
Ансамбль состоит из церкви и часовни. Начну с того, что у церкви нет явной даты постройки: разброс существенный, в полвека - с 1650 по 1695 гг.
В 1858 году рубленая церковь была подремонтирована и, как водится, обшита тёсом – в процессе чего потеряла часть конструктивных деталей, включая нарядное крыльцо. В 1972-1983-х годах, после удаления обшивки, были выполнены масштабные исследовательские и реставрационные работы. Под эгидой Марка Коляды. Масштабные – мягко сказано! Весь ансамбль был раскатан по бревнам и собран заново. И судя по фотографиям – полностью восстановлена ограда погоста!
Исторически ограды на русских погостах имели два назначения. Первоначально это были своеобразные военно–оборонительные сооружения, в последствии, когда оборонная функция отпала, они служили обозначением границы между церковной землей, где располагались церкви и кладбище (погост), и мирской.
К началу реставрационных работ в 1974 г. сохранились прямоугольные в плане ворота под двускатной кровлей с арочным проходом и остатки рубленой ограды, звенья которой соединялись поперечными врубками бревен.
Ворота были восстановлены, их кровля заменена тесовой, а стены освобождены от обшивки. Ограда была срублена по старому плану с сохранением прежнего конструктивного приема крепления ее звеньев.
Кстати, специалисты считают церковь Рождества Богородицы работой той же вепсской артели, что поставила Согинский погост на Важинке.
И эти две церкви (вернее три – третья находится в Кижах) обладают очень отличительным признаком. У них есть декоративный пояс фронтонов под шатром. В Гиморецком погосте вообще их два ряда! Два ряда ломанных козырьков. Всего три деревянные церкви с данной особенностью сохранилось в России! Интересный факт: в 1858 году, при обшивке сруба тёсом, фронтоны были уничтожены – впоследствии восстанавливались по сохранившимся следам на фасадах. А двухвсходное крыльцо на консолях, воссозданное– по следам, зарубкам и остаткам-намёкам прежнего, разобранного в 1858 году.
Но, несмотря на такую «реставрацию» в середине XIX века данные храмы и смогли сохраниться до наших дней!
Внутри пусто. Но некоторые иконы из иконостаса Рождественской церкви находятся на хранении в Русском музее. О как!
На текущий момент Ансамбль Гиморецкого погоста закрыт на реставрацию. И в отличие от Согинского - тут все по серьезному. На пару лет точно!
Председатель комитета по культуре Ленинградской области Владимир Олегович Цой:
В середине XX века у архитекторов и реставраторов Советского Союза возникла идея: раз невозможно сохранить деревянные памятники на местах, надо бы их свезти в музей под открытым небом — туда и народ пойдет, и реставрация ускорится. Так появились всем известный Музей-заповедник «Кижи», музей деревянного зодчества "Витославицы в Великом Новгороде и огромная экспозиция «Малые Корелы».
В Ленинградской области эта идея была признана негодной: памятник, увезенный с родного места, лишенный поддержки окружающего ландшафта, становился обезличенным.
И вы знаете, я не знаю правильного ответа. С одной стороны, в музеях сохраняются, с другой стороны – полная искусственность… Памятники деревянного зодчества в умирающих (а часто и в умерших) деревнях разрушаются и просто исчезают. И с каждым годом их становится все меньше и меньше. Они просто никому не нужны. Как ни печально… С другой стороны – в Ленинградской области создали тоже такую локацию – деревня Мандроги. Туда, пытались перевести церковь Дмитрия Мироточивого (Солунского) из Щелеек, но ее отстояли и она намного естественно смотрится на своем историческом месте! Мне деревня Мандроги не нравится, несмотря на сохранение изб – это все ж безумно лубочное место с густым слоем коммерческой составляющей. В принципе, как и музей-заповедник «Кижи» сейчас.
Их географическое положение — часть их культурной ценности.
Один из солдат финской армии был будущий профессор Ларс Петтерссон - финский исследователь средневековой архитектуры Финляндии, Скандинавии, Карелии и Византии. В 1942 году ему было 24 года. Ларс Петтерссон вместе со своим другом, 32-летним художником и скульптором Ойва Хелениусом, добились от армейского командования разрешения зафиксировать все памятники архитектуры в зоне военных действий, чтобы принять меры к их сохранению. В условиях военного времени, им удалось обмерить и сфотографировать все существовавшие на территории Межозерья храмы. Исследователями было выполнено 1640 фотографий, сотни чертежей и рисунков, составлены подробные описания памятников, иногда и с выписками из сохранившихся на своих местах церковных архивов.
Эти материалы стали основой будущей монографии Л. Петтерссона «Церковная деревянная архитектура Заонежья», в которой была впервые разработана типология культовых построек Карелии и представлена их эволюция. Благодаря работе, проведенной финскими учеными, был сохранен облик, зафиксированный на фотографиях и чертежах, многих ныне утраченных памятников архитектуры.
Четвертая церковь, которая была близка по уровню к Гиморецкому погосту и Согинецкому погосту – сгоревшая церковь Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге.
Известный архитектор и реставратор в СССР и России Марк Иванович Коляда, который занимается реставрацией с 1960-х гг. церквей на территории Ленинградской области сказал:
И еще раз очень замечательная информация про РПЦ и ее отношению к древним церквям. Председатель комитета по культуре Ленинградской области Владимир Олегович Цой: