Заброшенный аэродром "Горняк" (Бирофельд) в 58 км от границы с Китаем

Ныне заброшенный и разграбленный военный аэродром "Бирофельд", располагавшийся в Еврейской Автономной Области, носивший позывной "Горняк" и расформированный в 1994 г. На территории этого аэродрома раньше дислоцировались 229-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков и 68-й отдельный боевой вертолётный полк.

Свою историю аэродром берёт с конца осени-начала зимы 1940 г., когда примерно в сорока километрах от границы с Китаем на окраине села Бирофельд приказом командующего военно-воздушных сил 2-й Краснознаменной армии Дальневосточного фронта был обустроен первый грунтовый аэродром "Бирофельд-Южный", на котором был сформирован 301-й истребительный авиационный полк, на вооружении которого стояли самолёты И-15 и И-16.

С началом ВОВ численность экипажей сформированной авиационной части достигла 27 экипажей, под командованием майора Панкова, которые ранее был командиром первой авиационной эскадрильи.

В последние дни осени 1942 г. экипажи авиационной части были отправлены для ведения боевых действий на западный фронт.

В конце Великой Отечественной Войны полк вновь вернулся на Дальний Восток для участия в боевых действиях с войсками милитаристской Японии, т.к. всё ещё шла ВТорая Мировая Война. На протяжении лета 1945 г. экипажи полка выолнили более 60 боевых вылетов, прикрывая сухопутные войска, а также производя разведку и свободную охоту на территории острова Сахалин.

В 1957 г. 301-й ИАП был передан в состав войск ПВО и пройдя на протяжении истории ряд переподчинений, 1 сентября 1994 г. будучи в составе 8-го Краснознаменного корпуса ПВО 11-й отдельной армии ПВО, был расформирован на аэродроме "10-й участок".

После войны у аэродрома было оборудовано уже три грунтовых взлётно-посадочных полосы, одну из которых даже в итоге покрыли шестиугольными бетонными плитами.

В 1976 г. в трёх километрах от уже существующей железнодорожной станции и в десяти километрах от старой полосы, покрытой шестиугольными плитами, началось строительство нового полноценного аэродрома "Бирофельд" с ВПП с бетонным покрытием и большим гарнизоном и ДОС-ами для проживания семей офицеров лётного состава.

По рассказам строителей в.ч. 06923, занимавшихся возведением ВПП, строительство в этой болотистой местности было очень непростым и возле полосы в болотах даже было утоплено пара бульдозеров.

В 1982 г. аэродром, получивший позывной "Горняк" был сдан в эксплуатацию с ВПП 05/23 длиной 2500 и шириной 42 метра. Но что интересно, на акте осмотра состояния аэродрома, которым с нами поделились военные, указано, что полоса была основана в 1964 г. Вероятно на этом месте находилась ранее одна из старых грунтовых полос старого аэродрома.

В том же 1982 г. на аэродроме был сформирован новый 229-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков, на вооружении которого заступили истребители-бомбардировщики Су-7БМ, которые своим ходом были передислоцированы из Белоруссии с аэродрома "Бобровичи".

В 1985 г. полк получил на вооружение новые истребители-бомбардировщики Су-17 разных модификаций.

Фото найденное в Одноклассниках в группе служивших этого полка.

А в 1989 г. 229-й АПИБ был расформирован.

К 1983 г. на аэродром была передислоцирована для постоянного базирования отдельная вертолётная эскадрилья в.ч. 22662. Также в первой половине 1980-х гг. с аэродрома "Жёлтый Яр" сюда был передислоцирован отдельный вертолетный отряд в.ч. 23274.

В 1990 г. из Монголии с аэродрома "Налайх" был передислоцирован 68-й отдельный боевой вертолётный полк в.ч. 07132, в состав которого были включены машины и личный состав передислоцированных ранее экипажей.

В группе служивших на этом аэродроме в Одноклассниках была найдена эта фотография.

А в 1994 г. 68-й ОБВП был расформирован.

Прижизненное фото, найденное в группе служивших здесь в Одноклассниках.

К слову в интернете получилось найти номера в.ч. 36778 и в. ч. 36638, которые дислоцировались здесь.

При сдаче в эксплуатацию аэродрома, на подъезде к нему был построен и военный городок, получивший название Бирофельд-1, где помимо стандартных гарнизонных построек был построен полноценный квартал ДОС-ов с шестью пятиэтажными панельными домами, детским садом и другой соответствующей инфраструктурой.

Прижизненное фото с воздуха, найденное в Одноклассниках в группе служивших здесь.

С него мы и начнём наш обзор. Безжизненная автобусная остановка, на которую уже никогда не приедет автобус.

Кстати последние жители покинули свои дома только в начале 2010-х гг.

Такими мы застали ДОС-ы в момент посещения.

А так они выглядели при жизни на фото, найденном в Одноклассниках в группе служивших здесь.

Большой и просторный напрочь заросший внутренний двор, где когда-то бегали толпы детишек.

Ещё одна прижизненная фотография, найденная в Одноклассниках в группе служивших.

Сами дома были уже полностью разграбленными и находились в аварийном состоянии. Некоторые лестничные марши были уже обрушены.

А в жилых комнатах сорвано всё, даже обои.

Эти руины вероятно когда-то были школой.

На фото, найденном в Одноклассниках запечатлены детишки, которым показывали наглядно, чем занимаются на службе их родители.

В самом гарнизоне нам тоже удалось увидеть ещё неразобранные на кирпичи строения.

После расформирования всех полков на законсервированном аэродроме была оставлена лишь авиационная комендатура, штаб которой с 1994 по 1998 гг. размещался в бывшем здании санчасти полка.

Табличка у входа была сделана ещё при СССР и видимо перевешана сюда со здания штаба. Во время нашего визита здесь ещё обитал один человек, но его не было на месте и без спроса внутрь мы ломиться не стали.

А у входа была вот такая беседка.

Это вероятно когда-то был штаб полка или не совсем обычная казарма.

Внутри картина была ещё хуже чем в ДОС-ах, т.к. военные ушли отсюда гораздо раньше.

На его крыше сохранилась дата постройки.

Всё в той же группе в Одноклассниках была найдена и фотография строительства гарнизона.

Неподалёку стояли останки здания бывшего клуба, где военные с семьями проводили досуг.

Ещё одна из прижизненных фотографий, найденных в группе служивших.

Внутри клуба смотреть уже было совсем не на что.

Лишь сплошные руины.

Гарнизон и ДОС-ы снабжали теплом две котельных.

Одна из них работала до последнего, пока люди полностью не покинули эти места

Вторая же, снабжавшая сам гарнизон была давно разграблена.

К нашему визиту внутри не осталось абсолютно ничего.

А это видимо останки бывшего банно-прачечного комплекса.

На окраине территории гарнизона стояли останки последних неразобранных на кирпич автобоксов.

Но внутри опять же ничего интересного увидеть не удалось.

Ну а теперь пройдём на территорию самого аэродрома. В то время там ещё не успели снять все бетонные плиты с дорог, рулёжек и самой ВПП.

И первым делом мы заглянули на территорию ТЭЧ 229-го АПИБ.

Здесь проходили обслуживание и ремонт самолёты полка.

На территории аэродрома в то время иногда ещё проводились учения других воинских частей и здание ТЭЧ видимо было приспособлено под один из полевых лагерей.

Далее мы направились к рулёжным дорожкам.

Вдоль всей ВПП шла ещё не разобранная магистральная рулёжная дорожка.

С выездами с неё на взлётно-посадочную полосу.

А так выглядела сама ВПП длиной 2500 и шириной 42 метра на момент нашего визита. Позже её разобрали на плиты.

Большая часть рулёжных дорожек уже было разобрано.

А плиты от них сложены стопками и ждали вывоза.

Далее мы направились к бывшим стояночным местам для самолётов.

У групп стояночных мест нам встречались вот такие строения. Вероятно это были посты дежурных по эскадрильям или дежурных по зонам рассредоточения.

Сами же стояночные места для самолётов представляли из себя несколько плит, уложенных в виде трёхлистника.

В группе служивших здесь в Одноклассниках также удалось найти фотографию самолёта из этого полка.

И фотографию с авиабомбами.

Вдали показалось здание командно-диспетчерского пункта.

Подойдём поближе.

Как и ожидалось от КДП остались лишь голые стены.

Да одинокий плакат внутри о наземной системе оперативной дешифровки Луч-71М.

По опасной разбитой лестнице мы всё же решили подняться наверх.

Но всё вокруг уже настолько заросло, что вид получился никакой.

А рядом стояли останки ещё каких-то боксов. Вероятно пожарной части.

Ещё одна фотография из Одноклассников, на которой почему-то запечатлен Ан-12.

А так выглядели рулёжки с уже вывезенными плитами.

Ну а на этом всё.

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш сайт и группу вконтакте, а также делитесь нашими публикациями с друзьями.

Спасибо за просмотр и до новых встреч.