Заброшенный аэродром "Горняк" (Бирофельд) в 58 км от границы с Китаем

Заброшенный аэродром

Ныне заброшенный и разграбленный военный аэродром "Бирофельд", располагавшийся в Еврейской Автономной Области, носивший позывной "Горняк" и расформированный в 1994 г. На территории этого аэродрома раньше дислоцировались 229-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков и 68-й отдельный боевой вертолётный полк.

Заброшенный аэродром

Свою историю аэродром берёт с конца осени-начала зимы 1940 г., когда примерно в сорока километрах от границы с Китаем на окраине села Бирофельд приказом командующего военно-воздушных сил 2-й Краснознаменной армии Дальневосточного фронта был обустроен первый грунтовый аэродром "Бирофельд-Южный", на котором был сформирован 301-й истребительный авиационный полк, на вооружении которого стояли самолёты И-15 и И-16.

С началом ВОВ численность экипажей сформированной авиационной части достигла 27 экипажей, под командованием майора Панкова, которые ранее был командиром первой авиационной эскадрильи.

В последние дни осени 1942 г. экипажи авиационной части были отправлены для ведения боевых действий на западный фронт.

В конце Великой Отечественной Войны полк вновь вернулся на Дальний Восток для участия в боевых действиях с войсками милитаристской Японии, т.к. всё ещё шла ВТорая Мировая Война. На протяжении лета 1945 г. экипажи полка выолнили более 60 боевых вылетов, прикрывая сухопутные войска, а также производя разведку и свободную охоту на территории острова Сахалин.

В 1957 г. 301-й ИАП был передан в состав войск ПВО и пройдя на протяжении истории ряд переподчинений, 1 сентября 1994 г. будучи в составе 8-го Краснознаменного корпуса ПВО 11-й отдельной армии ПВО, был расформирован на аэродроме "10-й участок".

После войны у аэродрома было оборудовано уже три грунтовых взлётно-посадочных полосы, одну из которых даже в итоге покрыли шестиугольными бетонными плитами.

Заброшенный аэродром

В 1976 г. в трёх километрах от уже существующей железнодорожной станции и в десяти километрах от старой полосы, покрытой шестиугольными плитами, началось строительство нового полноценного аэродрома "Бирофельд" с ВПП с бетонным покрытием и большим гарнизоном и ДОС-ами для проживания семей офицеров лётного состава.

По рассказам строителей в.ч. 06923, занимавшихся возведением ВПП, строительство в этой болотистой местности было очень непростым и возле полосы в болотах даже было утоплено пара бульдозеров.

В 1982 г. аэродром, получивший позывной "Горняк" был сдан в эксплуатацию с ВПП 05/23 длиной 2500 и шириной 42 метра. Но что интересно, на акте осмотра состояния аэродрома, которым с нами поделились военные, указано, что полоса была основана в 1964 г. Вероятно на этом месте находилась ранее одна из старых грунтовых полос старого аэродрома.

Заброшенный аэродром

В том же 1982 г. на аэродроме был сформирован новый 229-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков, на вооружении которого заступили истребители-бомбардировщики Су-7БМ, которые своим ходом были передислоцированы из Белоруссии с аэродрома "Бобровичи".

В 1985 г. полк получил на вооружение новые истребители-бомбардировщики Су-17 разных модификаций.

Заброшенный аэродром

Фото найденное в Одноклассниках в группе служивших этого полка.

А в 1989 г. 229-й АПИБ был расформирован.

Заброшенный аэродром

К 1983 г. на аэродром была передислоцирована для постоянного базирования отдельная вертолётная эскадрилья в.ч. 22662. Также в первой половине 1980-х гг. с аэродрома "Жёлтый Яр" сюда был передислоцирован отдельный вертолетный отряд в.ч. 23274.

В 1990 г. из Монголии с аэродрома "Налайх" был передислоцирован 68-й отдельный боевой вертолётный полк в.ч. 07132, в состав которого были включены машины и личный состав передислоцированных ранее экипажей.

Заброшенный аэродром

В группе служивших на этом аэродроме в Одноклассниках была найдена эта фотография.

А в 1994 г. 68-й ОБВП был расформирован.

Заброшенный аэродром

Прижизненное фото, найденное в группе служивших здесь в Одноклассниках.

К слову в интернете получилось найти номера в.ч. 36778 и в. ч. 36638, которые дислоцировались здесь.

Заброшенный аэродром

При сдаче в эксплуатацию аэродрома, на подъезде к нему был построен и военный городок, получивший название Бирофельд-1, где помимо стандартных гарнизонных построек был построен полноценный квартал ДОС-ов с шестью пятиэтажными панельными домами, детским садом и другой соответствующей инфраструктурой.

Заброшенный аэродром

Прижизненное фото с воздуха, найденное в Одноклассниках в группе служивших здесь.

Заброшенный аэродром

С него мы и начнём наш обзор. Безжизненная автобусная остановка, на которую уже никогда не приедет автобус.

Заброшенный аэродром

Кстати последние жители покинули свои дома только в начале 2010-х гг.

Заброшенный аэродром

Такими мы застали ДОС-ы в момент посещения.

Заброшенный аэродром

А так они выглядели при жизни на фото, найденном в Одноклассниках в группе служивших здесь.

Заброшенный аэродром
Заброшенный аэродром

Большой и просторный напрочь заросший внутренний двор, где когда-то бегали толпы детишек.

Заброшенный аэродром

Ещё одна прижизненная фотография, найденная в Одноклассниках в группе служивших.

Заброшенный аэродром
Заброшенный аэродром

Сами дома были уже полностью разграбленными и находились в аварийном состоянии. Некоторые лестничные марши были уже обрушены.

Заброшенный аэродром

А в жилых комнатах сорвано всё, даже обои.

Заброшенный аэродром
Заброшенный аэродром

Эти руины вероятно когда-то были школой.

Заброшенный аэродром

На фото, найденном в Одноклассниках запечатлены детишки, которым показывали наглядно, чем занимаются на службе их родители.

Заброшенный аэродром

В самом гарнизоне нам тоже удалось увидеть ещё неразобранные на кирпичи строения.

Заброшенный аэродром

После расформирования всех полков на законсервированном аэродроме была оставлена лишь авиационная комендатура, штаб которой с 1994 по 1998 гг. размещался в бывшем здании санчасти полка.

Заброшенный аэродром

Табличка у входа была сделана ещё при СССР и видимо перевешана сюда со здания штаба. Во время нашего визита здесь ещё обитал один человек, но его не было на месте и без спроса внутрь мы ломиться не стали.

Заброшенный аэродром

А у входа была вот такая беседка.

Заброшенный аэродром

Это вероятно когда-то был штаб полка или не совсем обычная казарма.

Заброшенный аэродром

Внутри картина была ещё хуже чем в ДОС-ах, т.к. военные ушли отсюда гораздо раньше.

Заброшенный аэродром
Заброшенный аэродром

На его крыше сохранилась дата постройки.

Заброшенный аэродром

Всё в той же группе в Одноклассниках была найдена и фотография строительства гарнизона.

Заброшенный аэродром
Заброшенный аэродром
Заброшенный аэродром

Неподалёку стояли останки здания бывшего клуба, где военные с семьями проводили досуг.

Заброшенный аэродром

Ещё одна из прижизненных фотографий, найденных в группе служивших.

Заброшенный аэродром

Внутри клуба смотреть уже было совсем не на что.

Заброшенный аэродром

Лишь сплошные руины.

Заброшенный аэродром

Гарнизон и ДОС-ы снабжали теплом две котельных.

Заброшенный аэродром

Одна из них работала до последнего, пока люди полностью не покинули эти места

Заброшенный аэродром

Вторая же, снабжавшая сам гарнизон была давно разграблена.

Заброшенный аэродром

К нашему визиту внутри не осталось абсолютно ничего.

Заброшенный аэродром

А это видимо останки бывшего банно-прачечного комплекса.

Заброшенный аэродром

На окраине территории гарнизона стояли останки последних неразобранных на кирпич автобоксов.

Заброшенный аэродром

Но внутри опять же ничего интересного увидеть не удалось.

Заброшенный аэродром

Ну а теперь пройдём на территорию самого аэродрома. В то время там ещё не успели снять все бетонные плиты с дорог, рулёжек и самой ВПП.

Заброшенный аэродром

И первым делом мы заглянули на территорию ТЭЧ 229-го АПИБ.

Заброшенный аэродром

Здесь проходили обслуживание и ремонт самолёты полка.

Заброшенный аэродром

На территории аэродрома в то время иногда ещё проводились учения других воинских частей и здание ТЭЧ видимо было приспособлено под один из полевых лагерей.

Заброшенный аэродром
Заброшенный аэродром
Заброшенный аэродром
Заброшенный аэродром

Далее мы направились к рулёжным дорожкам.

Заброшенный аэродром

Вдоль всей ВПП шла ещё не разобранная магистральная рулёжная дорожка.

Заброшенный аэродром

С выездами с неё на взлётно-посадочную полосу.

Заброшенный аэродром

А так выглядела сама ВПП длиной 2500 и шириной 42 метра на момент нашего визита. Позже её разобрали на плиты.

Заброшенный аэродром

Большая часть рулёжных дорожек уже было разобрано.

Заброшенный аэродром

А плиты от них сложены стопками и ждали вывоза.

Заброшенный аэродром
Заброшенный аэродром

Далее мы направились к бывшим стояночным местам для самолётов.

Заброшенный аэродром

У групп стояночных мест нам встречались вот такие строения. Вероятно это были посты дежурных по эскадрильям или дежурных по зонам рассредоточения.

Заброшенный аэродром

Сами же стояночные места для самолётов представляли из себя несколько плит, уложенных в виде трёхлистника.

Заброшенный аэродром

В группе служивших здесь в Одноклассниках также удалось найти фотографию самолёта из этого полка.

Заброшенный аэродром

И фотографию с авиабомбами.

Заброшенный аэродром

Вдали показалось здание командно-диспетчерского пункта.

Заброшенный аэродром

Подойдём поближе.

Заброшенный аэродром

Как и ожидалось от КДП остались лишь голые стены.

Заброшенный аэродром

Да одинокий плакат внутри о наземной системе оперативной дешифровки Луч-71М.

Заброшенный аэродром

По опасной разбитой лестнице мы всё же решили подняться наверх.

Заброшенный аэродром

Но всё вокруг уже настолько заросло, что вид получился никакой.

Заброшенный аэродром

А рядом стояли останки ещё каких-то боксов. Вероятно пожарной части.

Заброшенный аэродром

Ещё одна фотография из Одноклассников, на которой почему-то запечатлен Ан-12.

Заброшенный аэродром

А так выглядели рулёжки с уже вывезенными плитами.

Заброшенный аэродром

Ну а на этом всё.

Заброшенный аэродром

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш сайт и группу вконтакте, а также делитесь нашими публикациями с друзьями.

Спасибо за просмотр и до новых встреч.