В конце 80-ых годов башкирский писатель Рауф Насыров занялся библиографическим исследованием жизненного пути легендарного Александра Матросова и пришел к выводу, что советская пропаганда исказила факты в биографии прославленного героя. По мнению южноуральских исследователей, Родина героя - башкирская деревня Кунакбаево, в пригороде Учалов, а настоящее имя - Шакирьян Мухамедьянов.
В памяти наших соотечественников подвиг Александра Матросова навсегда останется одним из ярких примеров самопожертвования. Закрыв своим телом пулеметную амбразуру немецкого ДОТа, 19-ти летний юноша, пожертвовал жизнью, не только спас десятки товарищей, но и обеспечил победу в сражении. О героическом поступке молодого солдата первым написали во фронтовой газете «За Родину!», издававшейся по Калининскому фронту, но почти сразу историю подхватили в центральных печатных изданиях. После того, как материал попал на страницы центральных газет, советская общественность узнала о подвиге отважного солдата. Дошла публикация и лично до Сталина, главнокомандующий на газетной передовице оставил ремарку, определившую дальнейшую судьбу подвига: «Пример, достойный подражания!».
Пропагандистская машина максимально раскручивала подобные сюжеты, порой внося корректировки в имевшее место быть событие или личности самих героев. По мнению некоторых историков, не обошёлся без вмешательства со стороны партийных идеологов и подвиг Матросова. Установлен факт «переноса» даты подвига с истинной на «удобную». Дело в том, что в газетах было указано, что события происходили 23 февраля, в годовщину создания Красной армии, однако, судя по материалам командования, знаковый бой случился несколько дней спустя 27 числа. Башкирские исследователи заявили, что в деле сомнительны не только дата, но и личность героя.
Согласно официальной версии Александр Матвеевич Матросов родился 5 февраля 1924 года в городе Днепропетровске (ныне Днепр), Украина. В пять лет, после гибели матери, он сбегает из дома и спустя некоторое время оказывается в детском приюте, где и проводит все свое детство и юность. Жизнь потрепала будущего героя и череда неудачных попыток побега из-под надзора воспитателей, приводит молодого человека в Уфимскую детскую трудовую колонию. Именно так Матросов, по официальной версии, попал на территорию Республики Башкортостан, откуда и ушел на фронт в 1942 году.
По другой версии, идеологом которой стал местный краевед, публицист и корреспондент республиканской газеты Рауф Хаевич Насыров. Настоящее имя Матросова - Шакирьян Юнусович Мухамедьянов, а родился герой в небольшой деревушке Кунакбаево (ныне Учалинский район). В конце 80-ых годов Рауф Хаевич провел собственное расследование, итогом которого стало сенсационное заявление о том, что Матросов (Мухамедьянов) родился в Кунакбаево, откуда сбежал из дома и попал сначала в один детдом, затем в другой, а закончил путь беспризорника в Уфимской детской трудовой колонии, откуда и убыл на фронт. По мнению исследователя, Мухамедьянов выбрал фамилию Матросов из-за любви к морю, а Александр, видимо, произвольное от сокращенного Шакирьян - Шурик - Александр.
При этом сам исследователь подтверждает, что найти какие-либо документальные подтверждения своей гипотезы он не смог, но зато удалось собрать множество воспоминаний земляков Матросова (Мухамедьянова), якобы подтвердившие существование некого Шакирьяна, который юношей приезжал в Кунакбаево и называл себя Александром Матросовым. Исследователю посчастливилось раздобыть фотографию, на которой, предположительно, запечатлен тот самый Шакирьян. Групповой снимок 1932 года и при этом очень низкого качества, на котором весьма сложно разглядеть даже черты лица, не говоря уже об определении портретного сходства. Пришлось неутомимому искателю правды обращаться за помощью к экспертам. Фотокарточка была направлена на исследование во Всесоюзный научно-исследовательский институт судебных экспертиз министерства Юстиции СССР, где было проведено сравнение с подлинными фотографиями Матросова. В заключении эксперт определил: «Установлены такие совпадающие признаки внешности как линия роста волос, овал лица, относительная ширина лба. Можно сделать лишь вероятный вывод о том, что на фото изображено одно и то же лицо».
Несмотря на тот факт, что ответ эксперта был весьма пространным, но все же однозначного заключения о том, кто же запечатлен на фото не было и имеется ли сходство с официальным фотоснимком Матросова.
Непонятно почему, но автор гипотезы не берет в расчет тот факт, что сохранились детские фотографии Матросова, сделанные в период его пребывания воспитанником Ивановского детского дома. Почему-то их к экспертизе не приобщили.
Не вызывают особого доверия и слова односельчан, которые были использованы в качестве основных доказательств. Встреча с Матросовым (Мухамедьяновым) описана довольно подробно, дескать приехал, встретился с некоторыми из жителей, пообщался. Судя по всему, встреча могла произойти до момента, как Матросов оказался в детском исправительном учреждении, то есть в 1939-40 гг за три - четыре года до того момента, как Александр стал известен. Так что смею предположить, если он и приезжал в деревню, то вряд ли кто-то бы отразил в памяти встречу бывшего односельчанина, который покинул село чуть ли не в возрасте дошколенка. Однако автор гипотезы заявляет, со слов своих источников, что Матросова очень тепло встретили приветствием по имени Шакирьян, на что будущий герой сказал, что отныне он Александр по фамилии Матросов.
По мнению автора гипотезы, советская власть скрыла истинную личность Александра Матросова по причине его национальности. Почему-то Рауф Насыров решил, что в Советские годы имело место быть разделение по нациям внутри СССР. Конечно же, подобные предположения исключительно беспочвенны.
Впрочем, несмотря на довольно сомнительные доказательства, в центре Кунакбаево все же была установлена памятная стела с указанием «настоящего» имени А. Матросова, а также открыт небольшой музей в честь, как считают местные, своего земляка. Тот факт, что нет ни единого факта в пользу гипотезы о национальной принадлежности Матросова - никого особенно не смущает. |Т.У.|