В конце 1980-х годов башкирский писатель и краевед Рауф Насыров предпринял собственное расследование биографии легендарного героя войны Александра Матросова. Результаты его работы оказались сенсационными: по мнению исследователя, официальная версия жизни героя была во многом сфабрикована советской пропагандой. Насыров пришел к выводу, что настоящая родина Матросова — не Днепропетровск, а башкирская деревня Кунакбаево в Учалинском районе, а его подлинное имя — Шакирьян Мухамедьянов.
Подвиг Александра Матросова навсегда вписан в историю как символ беспримерного мужества и самопожертвования. Закрыв своей грудью амбразуру вражеского дзота, девятнадцатилетний солдат ценой жизни спас десятки товарищей и обеспечил успех атаки. Первым о его поступке рассказала фронтовая газета «За Родину!», но очень скоро история облетела всю страну. Когда публикация дошла до Сталина, Верховный главнокомандующий начертал на полях газеты: «Пример, достойный подражания!» — и эти слова определили дальнейшую судьбу подвига, сделав его символом героизма.
Советская пропагандистская машина часто приукрашивала или корректировала подобные истории, подгоняя их под идеологические задачи. Как считают некоторые историки, не избежал этого и подвиг Матросова. Например, дата его гибели была «перенесена» с 27 февраля на 23-е — день рождения Красной армии, что выглядело более символично. Но, как выяснилось, сомнения вызывают не только дата, но и сама личность героя.
Официальная версия: сирота из Днепропетровска
Согласно канонической биографии, Александр Матвеевич Матросов родился 5 февраля 1924 года в Днепропетровске (ныне Днепр). Рано потеряв мать, он сбежал из дома, скитался, а затем попал в детский дом. После нескольких побегов его определили в Уфимскую детскую трудовую колонию — так он оказался в Башкирии, откуда и ушел добровольцем на фронт в 1942 году.
Альтернативная версия: Шакирьян из Кунакбаево
Рауф Насыров выдвинул иную гипотезу: по его данным, настоящим именем героя было Шакирьян Юнусович Мухамедьянов, и родился он в деревне Кунакбаево. Будучи подростком, он сбежал из дома, попал в детдом, затем в колонию, а оттуда — на фронт. Исследователь предположил, что фамилию «Матросов» юноша выбрал сам из-за любви к морю, а имя Александр — это русифицированный вариант сокращения «Шурик» от Шакирьян.
Сам Насыров признавал, что документальных подтверждений его теории нет, но он собрал устные свидетельства земляков, которые якобы помнили Шакирьяна и даже встречались с ним, когда тот уже называл себя Александром Матросовым. В качестве доказательства была представлена групповая фотография 1932 года плохого качества, на которой, по словам исследователя, был запечатлен юный Шакирьян. Экспертиза во Всесоюзном НИИ судебных экспертиз дала неоднозначный результат: специалисты отметили некоторое сходство в линии роста волос и овале лица, но однозначного вывода о тождестве изображенных лиц сделать не смогли.
Ответ экспертов был расплывчатым и не давал четкого ответа на вопрос, один ли человек изображен на детском снимке и на известных фотографиях Матросова.
При этом вызывает вопросы, почему Насыров не учел существование детских фотографий Матросова, сделанных в Ивановском детском доме, — их почему-то не предоставили для сравнительного анализа.
Свидетельства односельчан также выглядят неубедительно. По их воспоминаниям, Матросов (Мухамедьянов) приезжал в деревню в конце 1930-х годов, когда ему было 15–16 лет. Но если он покинул село еще ребенком, вряд ли жители могли его хорошо помнить и узнать спустя годы. Тем не менее, со слов Насырова, сельчане якобы встретили его как Шакирьяна, на что он ответил: «Теперь я Александр Матросов».
Насыров считал, что советская власть скрыла национальность героя, поскольку он был башкиром, а не украинцем. Он полагал, что в СССР существовала скрытая иерархия наций, и «русский» герой выглядел предпочтительнее. Однако такие предположения кажутся надуманными и не подтверждаются реальной практикой советской пропаганды, которая прославляла героев всех национальностей.
Несмотря на слабую доказательную базу, в Кунакбаево установили стелу с указанием «настоящего» имени Матросова и открыли небольшой музей в честь своего земляка. Местные жители верят в эту версию, даже если она не подкреплена документами. |Т.У.|
