На территории Южного Урала добывают огромное множество полезных ископаемых. Однако на пути горняков часто возникает непреодолимая преграда, побороть которую даже современным технологиям не всегда под силу - речь идет о воде. В частности, гидрологические особенности региона оказали существенное влияние на развитие добычи месторождения бокситовых руд, расположенного в долине реки Ай близ поселка Межевой. Дабы отвести в сторону от шахтенных выработок небольшую речушку, под названием Каменка, в скальном массиве был пробит трехкилометровый тоннель, по которому и планировалось направить речные потоки. Как и большая часть советского индустриального прошлого ныне и тоннель, и шахты заброшены. Противостоять силам природы оказалось не только сложно, но и непомерно дорого.
Пиковое развитие добывающей промышленности в алюминиевой индустрии пришлось на 30-ые года прошлого столетия. Горные районы Южного Урала исследовали сразу несколько геологических партий. Так были разведаны крупные залежи бокситов. Располагалось месторождение в бассейне рек Ай и Юрюзань.
В 1936 году начинает работу добывающее предприятие «Южно-Уральские бокситовые рудники», только вот рудников на тот момент не было, так как добыча сырья велась открытым способом. В 1950 году были разведаны новые залежи бокситов месторождение получило название Ново-Пристанского, а в 1969 году введена в эксплуатацию Блиновско-Каменская шахта. Однако здесь горнякам пришлось столкнуться с серьезной проблемой – небольшая на вид речушка под названием Каменка за считанные дни наполняла водой подземные выработки. Попытки забетонировать любые трещины и обвалы – никаких результатов не принесли.
Тогда горные инженеры приняли решение прорубить в горе тоннель, по которому отвести Каменку в сторону от разрабатываемого месторождения. К делу подошли ответственно и за короткое время в скальной породе был пробит тоннель протяженностью в три километра.
Если быть точным, то протяженность тоннеля составляет 3570 метров. Ширина и высота подземной полости от 3,5 до 4 метров. По протяженности гидротехнического тоннеля обустроены пять вертикальных колодцев для вентиляции, глубиной в несколько десятков метров. Общая глубина сооружения составляет 124 метра.
Несмотря на все ухищрения инженеров, победить вездесущую реку им все же не удалось. Воды в недрах было столь много, что даже отведение реки по новому руслу производственные процессы не спасло. Объемы притока грунтовых вод снизили, однако шахты все же подтапливало, так что приходилось регулярно подключать насосы. Шахтенные выработки были закрыты в конце девяностых, к этому периоду затраты на поддержание функционала горных выработок составляли 50% всех доходов получаемых от реализации добытого сырья, что значительным образом сократило прибыль предприятия и в итоге обанкротило.
В наше время гидротехнический тоннель из категории индустриальных объектов перешел в разряд популярных туристических достопримечательностей.
Камни украшены рисунками, оборудован фонтан, обустроен родник и зона отдыха для многочисленных туристов. Выход гидротехнического тоннеля расположен на дороге к другим известным местам отдыха жителей и гостей Южного Урала: скалы Айские притесы, старинная ГЭС, а также отправные точки при славах по реке Ай. Так что туристов здесь всегда много. Впрочем, некоторые любители экстрима пробираются внутрь заброшенного тоннеля. Однако к посещению данный объект не рекомендуется, в силу того, что без специального снаряжения и навыков в спелеологи подобная прогулка может закончиться крайне печально. В тоннеле есть несколько глубоких технологических отверстий, затопленных водой, так что передвигаться внутри заброшки лучше со страховкой и в компании нескольких человек. |Т.У.|
Поддержите наш блог!