Вепсы, Чуди, Древняя Русь и при чём тут Вепсский лес?

Это Дмитрий Дрозд.

После замечательно дня путешествия, с посещением каньона реки Лава и Староладожской Крепости, ну и естественно понаблюдав летучих мышей, лучше всего не возвращаться домой, а продолжить путешествие дальше – в Вепсский лес.

Если не смотреть очень обширно на весь огромный лесной массив, От Финляндии и до Урала и дальше, а выделять обособленно, то Вепсский лес сейчас – это природный парк, имеющий статус особо охраняемой природной территории площадью 189 100 гектар и с выделенными внутри отдельными 7 резерватами.

Я люблю Вепсский лес. Не только из-за экстремальных маршрутов, их то можно найти в трех километрах от Санкт-Петербурга. А люблю за его первозданность. При этом это очень густонаселенный район в прошлом, на его территории сейчас огромное количество брошенных деревень и с каждым годом найти их все сложнее и сложнее. Природа быстро все бесследно забирает.

Но места еще живые и очень интересные. Давайте вернемся к Вепсам.

И с ними не все так просто. Основная историческая легенда звучит так:

Вы поняли? Четыре базовых племени объединились и позвали Рюрика. И все это было как раз на территории Старой Ладоги. Далее вся эта банда дружина переместилась чуть выше по течению реки Волхов, основали Новгород и приёмник Рюрика - Вещий Олег в 882 году занял Киев и перенёс Стольный град сказав: «сє буди м͠т(и) городомъ Русьскꙑмъ». С этого момента Киев стал столицей Руси.

Ещё раз — Чудь, Весь, Словене и Кривичи.

Легенды — это отличный повод для споров, размышлений и самых различных обсуждений!

А сейчас вепсы - вымирающая малая народность в России. Совсем малая. Всего осталось около 5000, а носителей языка вообще всего пара тысяч человек.

При этом выделяются три этнографические группы вепсов:

* северные (прионежские) вепсы — на юго-западном побережье Онежского озера (на юге Карелии (бывшая Вепсская национальная волость со столицей в селе Шёлтозеро) на границе с Ленинградской областью);

* средние (оятские) вепсы — в верхнем и среднем течении р. Оять, в районе истоков рек Капша и Паша (северо-восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области)

* южные вепсы — на южных склонах Вепсовской возвышенности (восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области).

Как я и говорил, с каждым годом живых деревень на территории Вепсского леса становится все меньше и меньше. Деревни исчезают, исчезает и вепсская самобытность. Навсегда.

Есть почти по центру природного парка «Вепсский лес» очень необычное поселение – поселок Курба.

Почему поселок необычный? Он из современных: возник в 1960 году, как достаточно крупный центр лесозаготовки, в 70-х годах прошлого века имел численность за 500 человек, в поселке была средняя школа и детский сад.

И ученики школы в 1980 годах, возвращаясь из походов по родному краю, приносили из заброшенных деревень орудия труда, различную кухонную утварь, созданные руками местных мастеров. Да и местные жители стали приносить в дар музею старинные вещи. Так собралась уникальная коллекция подлинных предметов деревенского быта и в 1983 году в Курбинской школе по инициативе педагогов и учащихся был открыт Музей вепсского быта.

А в 2009 году школу закрыли. И музей бы пропал, как часто у нас бывает в стране, если бы не Ершова Светлана Ивановна.

Светлана Ивановна заинтересовала своих учеников культурным наследием вепсов и сумела привить своим ученикам интерес к родному языку и культуре. В конце 1980-х годов, Светлана Ершова начала помимо математики, вести в школе преподавание вепсского языка. Курбинская школа стала первой школой в Ленинградской области, где началось преподавание вепсского языка как обязательного предмета. При школе был создан первый детский вепсский фольклорный ансамбль в Ленинградской области «Rusked boleine». Многие ученики Светланы Ивановны принимали участие в конкурсах вепсского языка. Многие из них позже стали известными вепсскими журналистами, преподавателями вепсского языка и учеными.

После закрытия Курбинской школы, Светлана Ершова сумела доказать областным властям необходимость сохранения своего музея и добилась для него в мае 2010 года статуса филиала Подпорожского краеведческого музея, обеспечивая тем самым его существование и в будущем. На свои средства и с помощью своих родственников и односельчан Светлана Ершова отремонтировала выделенное музею пустующее здание бывшей администрации Курбинской волости, и с августа 2010 года музей Вепсской культуры и быта был снова открыт для посетителей.

В музейной экспозиции представлены вепсская изба, утварь, орудия охоты и рыболовства, ткачество. Всего три небольших комнаты, но очень интересно и незабываемо!

Очень атмосферный музей. Знаете, что самое шикарное? Экспонаты можно аккуратно взять в руки и внимательно разглядеть! Дети в восторге!

В такие места нужно приезжать, и привозить детей! Обязательно! Это не лубочные музеи в центрах городов. Это настоящий, живой и теплый дом, где вам всегда будут рады!

Кстати, лучина послужила рождению в русском языке выражения «Жив курилка».

Вот и поселок Курба, хоть и живет там сейчас всего порядка 100 человек, как та лучина – «Жив курилка!».