Это Дмитрий Дрозд и это итоговый пост про поездку в Нарьян-Мар и обратно.
В сам Нарьян-Мар от Ухты одна единственная дорога. Вот эта. Другой нет. А вот до Ухты от Питера можно добраться разными маршрутами. Туда мы двигались через Сыктывкар, а вот обратно его объехали и проехали очень классной дорогой вдоль реки Вычегда.
Выезд с Питера банален — Мурманская трасса, Новая Ладога и далее до Вологды по отличному асфальту и относительно не сильно загруженной трассе. В этом году отличало одно — мы выезжали 28 декабря и ехали вдоль зелёных полей! Полнейший сюрреализм. Более того снега толком не было до Вологды и только после неё он стал появляться и с каждым новым десятком километров в сторону Великого Устюга сугробы были все больше и больше. Хотя, конечно, ощущение октября месяца, а никак не конца декабря :)
Ну и трасса, как заливалась реагентами в прошлом году, так и заливается ими до сих пор. А асфальт от поворота с Архангельской трассы в сторону Великого Устюга так никто и не застелил. Классическая российская дорога районного значения. Все, как всегда. ?
Отдельно про Великий Устюг.
И отдельный пост про Вотчину Деда Мороза.
Отдельно про Сыктывкар
Отдельно про Ухту
Хочу отметить три города по пути.
В самом городе, кроме отмороженных на всю голову водителей мы для себя ничего не нашли. Зато рядом есть совершенно шикарная локация — деревня Бызовая. Ну и необычная Печорская ГРЭС.
Знаете, как расшифровывается ГРЭС? Государственная районная электростанция. О, как!
А необычна она двумя вещами:
- Своим отдельным водохранилищем, которое выше уровня реки Печора и потому вода с реки туда накачивается насосами
- Возможности станции по выработке электроэнергии остаются невостребованными в связи с проблемой запертых мощностей. А причина очень необычна! Основной задачей ГРЭС было питание электроэнергией загоризонтную РЛС, расположенную неподалёку от города, и никто не строил линии электропередач дальше. Ведь мощность водо- и энергоснабжения Печорской радиолокационной станции эквивалентна городу с населением 100 тысяч человек. А когда все построили, выяснилось, что электроэнергию некуда девать, и нет линий для ее транспортировки за пределы Печоры. Прикольно, да? Ко всему прочему, На текущий момент Печорская РЛС является единственной действующей станцией типа «Дарьял». В 2011 году специалисты РТИ объявили, что она исчерпала свои расчётные технические ресурсы.
Небольшой и уютный городок советской постройки. Город совершенно молодой — с 1984 года! При этом нам в нем было очень комфортно. Город нефтяников и газовиков в основном. Когда мы там находились и катались — никто не гонял по улицам, всё и все были очень доброжелательными и гостеприимными.
А еще Усинск поразил самоорганизацией водителей! В городе с населением меньше 40 000 человек, в Viber есть группа "Клуб Усинских Водителей", где 3000 участников! Представляете? Просто вау!
И в городе есть совершенно шикарный памятник комару! Комару-нефтянику. Комару, как наиболее распространенному живому организму, обитающему в северной тундре. В общем — город стоит того, чтобы завернуть с трассы и заехать. Даже если просто посмотреть на комара :)
С Усинска начинаются газовые и нефтяные месторождения прям возле дороги. А подъезд к поселку нефтяников Харьягинский вообще создает ощущение приближения в Мордору.
Огромное количество нефте и газопроводов, тут и там факелы, сжигающие попутный газ, все светится и все за забором. Ну настоящий Мордор! Картина, конечно, очень и очень необычная. Но увидеть ее хотя один раз стоит!
Дорога обратно шла по другому маршруту. Мимо очень своеобразного и вообще мало посещаемого города.
Сольвычего́дск — город в России, в Котласском районе Архангельской области. Маленький, очень древний, основанный в 1492 году, исторический и сыгравший в становлении Российского государства город. Практически неизвестный и забытый. Сейчас там живет 2098 человек! На 1 января 2019 года по численности населения город находился на 1105 месте из 1115 городов Российской Федерации.
Чем он известен? Это родовое гнездо всей династии Строгановых! Кстати, я тут писал, что Великий Устюг имел огромное количество храмов на душу населения, так вот, Сольвычегодск при населении в 1894 году чуть более 1000 человек имел 12 каменных церквей и 1 каменный монастырь! Представляете?
Стро́гановы (Строгоновы) — род русских промышленников и помещиков, из которого происходили крупные землевладельцы и государственные деятели XVI—XX веков. С XVIII века — бароны и графы Российской империи. Род по мужской линии пресёкся в 1923 году.
Но и это мелочи, с данного города начинается история освоения Сибири. Ведь именно Строгановы полностью профинансировали поход Ермака Тимофеевича в Сибирь. А с него и началось освоение Сибири!
Правда это уже отдельная поездка. Путешествие по Перми, Тюмени и Тобольску. И все это было владениями Строгановых. Хороший задел для будущих поездок. Тема Строгановых вообще очень интересная, ведь даже банальная информация, про то, что в ходе Северной войны (1700—1721) Строгановы предоставили значительные средства царю Петру I, основали ряд железоделательных и других заводов на Урале уже очень и очень интересная!
И на этом я бы хотел завершить свой рассказ о простой поездке в Нарьян-Мар.
Не сидите дома! Путешествуйте!