Это Дмитрий Дрозд.
Часто сотрудники различных реабилитационных центров, а также психотерапевты и коучи используют притчи и различные рассказы из жизни. И вот одна из них, самая часто встречаемая.
Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает: «Что за люди живут в этом городе?» «А кто живет там, откуда ты пришел?» — спрашивает мудрец. «Ох, мерзавцы и воры, злобные и развращенные». «Здесь то же самое», — ответил мудрец.
Через некоторое время подошел другой путник и тоже спросил, что за народ в этом городе. «А кто живет там, откуда ты пришел?» — спросил мудрец. «Прекрасные люди, добрые и отзывчивые», — ответил путник. «Здесь ты найдешь таких же», — сказал мудрец.
«Почему ты одному сказал, что здесь живут негодяи, а другому — что здесь живут хорошие люди?» — спросил мудреца ученик. «Везде есть и хорошие люди, и плохие, — ответил ему мудрец, — просто каждый находит только то, что умеет искать».
Как мы думаем про людей, таких людей мы и встречаем!
Я часто спрашиваю рассказчика: «А если количество нехороших людей стало настолько большим, что найти хорошего почти невозможно? Или, что еще ужаснее, хороших преследуют нехорошие и хорошие просто прячутся?» Ведь тогда любой, кто попадает в этот город, увидит только одну-единственную картину: мерзавцы и воры, злобные и развращенные.
Да еще и отдельный спор, что такое развращенность. Как и оценка нормальности.
К чему все это я?
Написал я тут недавно короткую заметку «Про русский язык для блогеров. Да и вообще для всех взрослых». Заметка короткая, прочитывается неторопливо за две минуты. И она оказалась крайне показательной! Начну с того, что половина читателей дочитали только до середины. Но мало того, еще и написали комментарий. Про возраст и то, что в 40 стать дедушкой или бабушкой очень престижно. Из более чем 1500 комментариев 90 % — комментарии про возраст. Хотя заметка про лингвистическую ошибку и про грамотность. Читая комментарии я размышлял про русский менталитет и характерные черты русского человека. Они очень показательны!
Менталитет — совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности. Россияне — не обязательно русские. Отдельный человек может гордиться тем, что он какой-то национальности в пределах России, но за ее пределами всех россиян традиционно называют (независимо от происхождения) русскими. Для этого есть основания: как правило, все они имеют сходство в своей ментальности и стереотипах поведения. Впрочем, как и мы в России всех жителей США зовем американцами, а ведь там национальностей ого-го!
В комментариях к той самой заметке часто встречается совет: читай классическую литературу. К сожалению, это не помогает, но сейчас как раз про классическую литературу. Вот один из классиков русской литературы, Александр Иванович Куприн, автор известного многим «Гранатового браслета», писатель с очень интересной и увлекательной жизнью. И его рассказ «Немножко Финляндии». Рассказ опубликован в 1908 году, достаточно милый и добродушный. Читается быстро и увлекательно. Александр Иванович отличным русским языком описывает свою поездку на паровозе по маршруту Санкт-Петербург — Гельсингфорс (на всякий случай: так в России до 1926 года официально назвали Хельсинки). Рассказ в целом интересен сравнением финнов и россиян, но ближе к концу его — просто шикарный текст. Куприн описывает поездку примерно пятилетней давности, т. е. 1903 год, и делится своим восхищением от шведского стола на какой-то небольшой станции в Финляндии. Ох как аппетитно описывает он тот шведский стол! Но не в этом суть, самое важное вот тут:
Каждый подходил, выбирал, что ему нравилось, закусывал, сколько ему хотелось, затем подходил к буфету и по собственной доброй воле платил за ужин ровно одну марку (тридцать семь копеек). Никакого надзора, никакого недоверия. Наши русские сердца, так глубоко привыкшие к паспорту, участку, принудительному попечению старшего дворника, ко всеобщему мошенничеству и подозрительности, были совершенно подавлены этой широкой взаимной верой. Но когда мы возвратились в вагон, то нас ждала прелестная картина в истинно русском жанре. Дело в том, что с нами ехали два подрядчика по каменным работам. Всем известен этот тип кулака из Мещовского уезда Калужской губернии: широкая, лоснящаяся, скуластая красная морда, рыжие волосы, вьющиеся из-под картуза, реденькая бороденка, плутоватый взгляд, набожность на пятиалтынный, горячий патриотизм и презрение ко всему нерусскому - словом, хорошо знакомое истинно русское лицо. Надо было послушать, как они издевались над бедными финнами.
- Вот дурачье так дурачье. Ведь этакие болваны, черт их знает! Да ведь я, ежели подсчитать, на три рубля на семь гривен съел у них, у подлецов... Эх, сволочь! Мало их бьют, сукиных сынов! Одно слово - чухонцы.
А другой подхватил, давясь от смеха:
- А я... нарочно стакан кокнул, а потом взял в рыбину и плюнул.
- Так их и надо, сволочей! Распустили анафем! Их надо во как держать!
И вы знаете, я расстроился. Грустно и печально осознавать, что наш русский менталитет был всегда... И неважно, какой век и какой государственный строй.
Мы живем в ужасающей нищете, в полном отсутствии свобод, деградации в образовании, в культуре, в тотальной нетерпимости к любым, кто хоть как-то отличается от большинства. И живем так уже столетия. Это и есть наш российский менталитет. Ужасающий и беспощадный.
И при этом никто не хочет ничего менять. И так сойдет. Столетиями. Или тысячелетиями? И это ужасно.
Одна из общенациональных черт российского общества — будь как все, не выделяйся. Эдакое постоянное насилие над индивидуальностью.
А вывода не будет. Каждый видит свой город тем или иным в зависимости от того, какие люди его окружают. Одна проблема: что делать, если вокруг селективно за несколько столетий остались мерзавцы и воры, злобные и развращенные?
Я не знаю.