Однажды перед выходными на моем телефоне раздался звонок. Мой старый товарищ предлагал составить ему компанию в поездке до Северной Гривы, что находится в груши леса Шатурского района Московской области. Вообще, это это единственный жилой поселок среди трех бывших Грив, Северной, Сокольей и Черной.
Добирались до Шатуры несколько часов, после - свернули на север и долго ехали вдоль старых заброшенных торфразработок. Именно эти старые торфяники горели и окутывали дымом всю Москву в 2010 году. Сам поселок появился еще в начале двадцатого века и сыграл значительную роль в добыче торфа.
Приехали на место. Машину оставили на окраине и пошли пешком. Поселок очень похож на глухое таёжное поселение. От Шатуры до Северной Гривы банально нет асфальтовых дорог. В центре поселка стоят деревянные бараки, а жизнь практически замерла. На улице очень тихо, даже слишком. Только несколько кошек сидят у калиток одного из домов. Дойдя до единственного в поселке магазина, замечаем несколько человек. Стоят около него и что-то бурно обсуждают.
По улице проезжает мужчина на старом мотоцикле с коляской, каких я много повидал в детстве.
В поселке множество старых бараков. Все они заброшены. Окна их либо заколочены, либо здания брошены как есть. Постепенно постройки ветшают, а шиферная крыша проваливается, поэтому местные разбирают их на доски, чтобы зимой было чем топить печь. Можно и пригнать сюда машину дров, но нужно будет отдать не одну тысячу рублей, поэтому обходятся тем, что есть.
Но ехали мы сюда не за этим. Ехали мы посмотреть, как простой мужик смог прославить богом забытое место. Вы спросите: а как прославить? Давайте по порядку.
Живет в поселке 59-летний Михаил Коршунов, бывший пожарный по профессии, получивший медаль за борьбу с огнем в 2010 году, во время бушевавших пожаров на торфяных болотах. Все свободное время Михаил уделяет благоустройству поселка, чем и прославился на всю страну. Однажды зимой, расчищая дорожку в парке, Михаил собрал снег в кучу, и так появилась идея сделать ледяную горку для местных детишек. Он залил сугроб водой и прорубил ступеньки. Именно так появилась первая ледяная горка для детей. На следующий год мастер решил смастерить деревянную горку, которая могла бы прослужить не один год. Она и прославила его на всю страну - сюжеты про Михаила показывали на центральных сайтах, а родители с детьми съезжались со всего ближайшего Подмосковья и Москвы. Детская горка вдохновила мастера на создание целого городка аттракционов с деревянными горками и каруселями.
Еще одно хобби Михаила - изобразительное искусство. Он вырезал фасад своего дома, увенчал фигурой птицы. Под чердаком виднеются писанные Михаилом портреты известных деятелей России: Ленина, Петра Первого и других. Верхушка дома украшена серпом и молотом.
В одной галерее попадается несколько изображений. Сравнение ДО и ПОСЛЕ. Приятного просмотра!
Сейчас Михаил уже не работает ни в лесничестве, ни в пожарной охране. Теперь он обычный поселковый пенсионер. Крайне позитивный, харизматичный мужчина, даже и не скажешь, что ему под шестьдесят лет.
Сейчас он занимается возделыванием приусадебного участка, ухаживает за своей скотиной: несколько поросей и куры. Михаил и правда заряжает положительной энергетикой в ходе беседы.
Напротив дома Михаила находится пожарная часть и водоем. Рядом стоит старенький пожарный ЗиЛ и гусеничная пожарная машина МТ-ЛБу-ГПМ-10. Когда в 2010 году вся Москва была укутана дымом, всё лето без выходных Михаил трудился вот на этом аппарате, тушил лес на самых опасных участках.
Рядом лежит кабина от грузовика ГАЗ и его кузов, чуть дальше - врос в землю старик ТДТ-55, гусеничный трелёвочный трактор, который предназначался для вывозки и штабелирования леса. После того, как Михаил покинул лесничество, техника оказалась никому не нужна, теперь она стоит почти без дела, но Михаил следит и за ней.
В парке нашли старенький 21-й ГАЗ 70-х годов, полностью покрывшийся мхом и открытый. Соседствует он с более современной Волгой, но уже без мордашки, видимо, двигатель именно с этой Волги Михаил установил в свой трофейный Рено, но об этом чуть позже.
Посмотрев на старые кузова машин и заколоченные амбары, двигаемся во двор к Михаилу: там техника намного интереснее.
Главная драгоценность и любовь Михаила - этот старенький renault 1932 года выпуска. Дед Михаила привёз его с войны как трофей. Оригинальная комплектация автомобиля конечно же не сохранилась до наших дней. По словам владельца, двигатель стоит от Волги, да и подвеска уже самодельная. Но за машиной Михаил следит и использует как свой основной автомобиль.
Ну и, конечно, мужик содержит целый парк различных автомобилей. За всеми он следит и по мере возможности восстанавливает.
Ну а мы попрощались с Михаилом и отправились домой. Скажу, что был весьма впечатлен увиденным. Таких бы мужиков да в каждой село! А Михаилу Ивановичу - долгих лет жизни и побольше помощников. Дай Бог здоровья мужику для осуществления всех задуманных планов.
Ну а вы, ежели соберетесь в гости в Северную Гриву, можете помочь Михаилу, если есть возможность, хоть чем-то. Деньги брать он не станет. Михаил очень скромный и воспитанный человек. А что-то нужное для строительства - просто можете отдать. Ну или захватите что-нибудь к чаю и занесите. Что-то вместе съедите, что-то останется ему.
Фото Материал Александра Сашенкова специально для сайта ComDig | Индустриальный туризм!
Дорогой читатель! Подписывайся на наш сайт и следи за новостями.