Это Дмитрий Дрозд. Сегодня о зимней автодороге в Нарьян-Мар.
Ветер. Сильная, с резкими порывами ветра, метель. Передние двери почти невозможно открыть. Если открываешь дверь, в которую дует, то сил почти не хватает, ее просто вместе с тобой закрывает. Противоположную дверь даже не пытаюсь открыть, ее с большой долей вероятности просто вывернет. Остаётся только сдвижная дверь. И вот, открыв ее наблюдаешь просто белую мглу. Видимость метр и потом просто белое ничего. Выходить из машины нельзя. Можно просто отойти на несколько метров и потеряться. Потеряться в тундре. А так как ветер создаёт сильный гул то ни тебя никто не услышит, ни ты ничего не услышишь. Машину шатает, при порывах чувствительно, а мы всей семьей внутри спим. Печка тихо гудит, в салоне тепло, причём даже очень тепло, все раздетые в тёплых кроватях, дети сопят, и лишь я лежу и размышляю. Какой же кайф ночевать на зимнике в тундре в метель! Шикарно! Это незабываемые ощущения и не каждый их может испытать...
В сознании большинства людей тундра представляется как нечто ровное. Огромное ровное пространство, уходящее за горизонт. С растущим на поверхности ягелем. Зимой в снегу. И толпы оленей, которые отковыривают снег и едят этот ягель. И в каком-то смысле так и есть. Особенно, когда смотришь фото. А в реальности — это совершенно не так! Тундра имеет рельеф и рельеф этот очень интересный. Такие большие кочки, раскиданные по поверхности. При этом низинки тоже неоднородные — тут и просто заволоченное редколесье, а тут уже и озерко или речушка. И часто это небольшое озерцо имеет очень большую глубину. А уж ягеля насчитывается аж 112 видов! Представляете? Из них около 20 видов — кормовые для северных оленей.
Это и создаёт огромную сложность в прокладке дорог в тундре. Дороги всегда извилистые и сложные в прокладывании. И даже зимние автодороги, в простонародье — зимник — это не ровная прямая дорога, а извилистая, с постоянными подъемами и спусками дорожка!
Это дорога, которая создаётся только зимой, когда замерзает почва, огромное количество ручейков и речушек.
И самое первое заблуждение, заключается в том, что зимник чистят. На самом деле его не чистят. Зимник трамбуют и трамбуют постоянно! Самое интересное, что его ещё и наливают. Да, именно наливают водой и разравнивают. Зимник — это по-настоящему ледяная дорога!
Выглядит это очень своеобразно. Большие автоцистерны на постах возле речек набирают воду и едут по дороге, разливая воду. Самое тяжелое — ехать как раз сразу за такой поливайкой! Фактически едешь по воде на льду. И вот после поливания — идут трактора с так называемыми «гитарами» и разравнивают дорогу, которая замерзает.
По этой причине вылет с такой дороги очень опасен — фактически она имеет возвышение над тундрой. И если слетел — самому обратно выбраться очень сложно. И все автопутешественники объединяются в колонны для прохождения зимника и едут группой. А так как в тундре дуют постоянные ветра и снегу просто не за что зацепится — то в низинках образуются постоянно перемёты. От небольших, которые проезжаются даже легковыми, до очень глубоких, когда даже полноприводные грузовики не могут проехать!
Ну и самое главное — из-за рельефа и такого способа строительства дороги она представляет из себя кочкарник! Разогнаться больше 30 км/ч практически нереально! Например, кусок зимника по тундре между поселком Харьгинский и Нарьян-Маром протяженностью 55 км проезжается за 2-3 часа даже в ясную безветренную дорогу. Прыг-скок, прыг-скок и так всю дорогу. То кочка, то перемёт. А в сильный ветер ещё и белая мгла перед тобой. Лишь только вешки позволяют понять, куда и в каком направлении двигаться.
Когда мы поехали в Нарьян-Мар, то я много перечитал про дорогу, про ледяную переправу через Печору, про посты на дороге. И даже вступил в чат водителей Нарьян-Мара, посвящённый зимней автодороге.
Самое смешное, что никаких обещанных постов на въезде нет. Совсем. Едешь-едешь, отсыпка заканчивается, поворот в тундру, и ты уже на зимнике. Ни поста, ни указателя, ничего...
Мы так в метель и уехали в зимник! Причём даже и не поняли сначала, что уже на нем. Но зато какой кайф ночевать в метель!
Помимо отсутствия постов, нам только один раз попался Трекол с дорожниками! И все. В общем, на зимнике ты предоставлен сам себе :) Никаких шлагбаумов, никаких дежурных — ничего! Хотя во всех официальных аккаунтах дорожных служб утверждается обратное.
Помимо зимника есть ещё одна интересная часть дороги — ледовая переправа через Печору. Без переправы на зимник не попасть и она часто является камнем преткновения при поездке в Нарьян-Мар. А для полного счастья, даже когда ее открывают и ставят ограничения в 3 тонны что происходит? Правильно! Нетерпеливые водители на большегрузах едут через нее! И надо льдом выступает вода. Ощущение на самом деле очень своеобразное. Подъезжаешь к переправе — а там вода! И неясно, можно двигаться или нет. Мы проехали, а за нами целая вереница легковушек сразу же поехала. Хотя перед этим все стояли и размышляли, двигаться или нет.
Но это незабываемое ощущение, ты едешь по льду, через достаточно большую реку и понимаешь, что под тобой вода. Очень необычно :)
К чему все это я? Дорогу до Нарьян-Мара строят и ещё несколько лет и не будет той романтики поездки по зимнику. Уже есть мосты, которые официально ещё не открыты, но по ним ездят. Уже стоят дорожные знаки: обгон запрещён. Которые смотрятся издевательством! Зачем они там? Трафик минимальный, обгон там и так невозможен, там чтобы разъехаться со встречкой почти останавливаешься, аккуратно съезжая на обочину. Лучше бы они эти деньги на другие цели потратили.
Но самое безумное решение — это сплошные типовые отбойники вдоль дороги! При практически всегда дующем низовом ветре все эти места сразу же становятся перемётами, непреодолимыми для легковых автомобилей. Полный дурдом! Ну что мешает ставить столбики? И не было никаких перемётов...
А я лежал в постельке, машину шатало, ветер за бортом завывал, и просто наслаждался. Наслаждался моментом. Наслаждался необычными ощущениями ночевки прям в тундре, где-то между посёлком Харьягинский и Нарьян-Маром. И старался запомнить эти замечательные мгновенья и необычные ощущения. Ведь такие моменты так редки в нашей жизни! И вот с этим замечательным настроением и уснул.
А на следующий день, доехав до Нарьян-Мара мы узнали, что ветер был 112 км/ч. О как!
Отличных и незабываемых путешествий!
И для заинтересованных, длинный фильм о поездке на Варандей. Фильм не мой, но он отлично передает те волшебные моменты зимней дороги. Приятного просмотра!