Мыс Брюса, где в 1904 г. потерпел крушение крейсер "Богатырь"
Сегодня мы отправимся на мыс Брюса, известный своими событиями, произошедшими в мае 1904 года, когда на его камни из за неправильного решения контр-адмирала К.П. Иессена сел крейсер "Богатырь".Наш путь начинается в посёлке Славянка возле Хасанского районного краеведческого музея, где установлен этот танк МС-1.Неподалёку наткнулись на вот такое интересное строение возле детского кафе Чунга-Чанга. Как гласит вывеска, здесь в тёплое время года располагается велодром.Первым делом заглянем на так называемый "Берег парящей черепахи".И постепенно двинемся в сторону нашей основной цели.По пути набредаем на бывшую погранзаставу "Славянка морская".В разбитых зданиях смотреть не на что, а бывшие гаражи заняты арендаторами.У разбитого здания стоят останки связной антенны заставы.Рядом с заставой расположена сеть окопов и огневые позиции.Двинемся дальше.Вид на аркообразный кекур с интересным названием "Пьющий верблюд".Ещё небольшой мыс.Спустя около 6 км от начала нашего маршрута мы подходим к нужному нам месту на полуострове Брюса.На самой вершине одноимённого мыса возвышается маяк Буссе, указывающий морякам вход в Амурский залив.Строительство этого маяка началось в 1907 г. и продлилось 4 года. Ещё два года маяк действовал только днём, а осветительный аппарат фирмы "Соттер" закупленный во Франции был установлен на его башне лишь в 1913 г. В итоге новый осветительный прибор в фонарное помещении оказался на высоте 66 метров над уровнем моря и "бил" на 14 морских миль.Маяк представляет собой небольшую десятиметровую башню пристроенную к жилому зданию. Всё выполнено из камня.Для подачи сигналов во время тумана изначально была установлена пушка, но к 1930 г. её заменили на колокол отлитый ещё в 1890 г. и снятый с одной из местных церквей.Рядом расположен давно неработающий световой знак высотой метра два с половиной, установленный скорее всего в 1950 г. Внизу за ним виднеется и наша главная цель-мыс Брюса.Вид на маяк с мыса Брюса.Ну вот мы и у цели.Этот мыс известен не только своими видами.
Но и печальными событиями мая 1904 г., когда на крейсере "Богатырь" в Хасанский район отправился контр-адмирал К.П. Иессен. По источникам из сети, направлялся он в залив Посьета, чтобы встретиться с местным армейским командованием и лично ознакомиться с условиями организации обороны залива. Игнорируя протесты командира крейсера в условиях плохой видимости из за сильного тумана, корабль шёл со скоростью около десяти узлов по личному приказу контр-адмирала, в результате чего наскочил на подводные камни у мыса Брюса получив несколько пробоин и свернул форштевень. Несколько отсеков оказались затоплены, а самостоятельные попытки экипажа снять крейсер с камней не дали результата. На помощь севшему на камни кораблю были отправлены крейсер "Россия" и ледокол "Надежный", но и с их помощью снять корабль с камней не вышло. А когда начался 10-балльный шторм было принято эвакуировать экипаж корабля на берег.
(историческое фото найдено в интернете).
Известно что шторм стих 17 мая, после чего на борт был отправлен трюмный механик с подчиненными. Выяснилось что 4 из 9 отсеков крейсера были затоплены, а сам крейсер развернуло штормом. Для снятия крейсера с камней пришлось разгрузить корабль, сняв с него якорные цепи с якорями, выгрузив запасы угля, башню в носовой части вместе с другим вооружением и боезапасом. В итоге корабль удалось снять с камней и только 14 июня отбуксировать во Владивосток, где он и простоял до конца войны.
(историческое фото найдено в интернете).
Сам мыс представляет собой сложенный из базальтовых колонн с абсолютно отсутствующей растительностью обрывистый склон, уходящий в море. Этот мыс является северо-восточной оконечностью полуострова и одновременно южным мысом входа в Славянский залив.Вот такая получилась замечательная прогулка с частичкой истории. А на этом всё.Если вам понравился материал, то подписывайтесь на наш канал. Спасибо за просмотр и до новых встреч.