По Катманду я часто передвигаюсь пешком — так можно неспешно разглядеть город и найти удивительные места. Однажды, направляясь к знаменитой ступе Боднатх, я увидела за оконной решеткой двух школьников. Сначала это показалось странным, пока я не прочитала вывеску: за этим забором с решетками находилась обычная школа.
Мальчишки заметили меня и сразу оживились — видимо, урок был не самым захватывающим (а у кого из нас в детстве не было таких?). Я улыбнулась и помахала им, а они в ответ начали радостно махать руками, будто получили глоток свободы от монотонных занятий.
Еще несколько десятилетий назад ситуация с образованием в Непале была катастрофической. Получить даже базовые знания было огромной проблемой: не хватало школ, финансирования, да и сама инфраструктура в горной стране, где Гималаи занимают большую часть территории, практически отсутствовала.
Но постепенно ситуация начала меняться: вместе с больницами в отдаленных районах стали появляться и школы. Одним из тех, кто вложил в это дело силы и душу, стал сэр Эдмунд Хиллари — тот самый легендарный альпинист, который вместе с шерпой Тенцингом Норгеем в 1953 году покорил Эверест.Хиллари приложил невероятные усилия — и моральные, и физические, и финансовые — чтобы у непальских детей появился шанс учиться. Сегодня начальное образование с первого по пятый класс официально бесплатное, хотя на практике родители иногда сталкиваются с дополнительными взносами.
В гималайских регионах дорог как таковых нет, поэтому детям приходится преодолевать долгие и опасные пути пешком, взбираясь по горным тропам на большой высоте.
Вариантов немного: либо лететь на вертолете (что для большинства недоступно), либо идти пешком. И идут — даже совсем маленькие, с рюкзаками, которые порой кажутся больше них самих. Смотреть на это без сочувствия невозможно, и всегда хочется как-то скрасить их непростой путь.
Мы, путешественники, стараемся привозить в горные деревни небольшие подарки: игрушки, карандаши, мячики или просто яркие шарики. Для детей, которые с ранних лет учатся самостоятельности в суровых условиях, даже такая мелочь становится настоящей радостью.Электричество — дорогое удовольствие, поэтому домашние задания дети часто делают на улице, пока есть солнечный свет. Расстелив коврик, они учат уроки и заодно присматривают за младшими братьями и сестрами.
Даже в Катманду, столице страны, электричество есть не в каждом доме. Но школьная форма обязательна для всех. На улицах часто видишь совсем маленьких девочек в серых юбках или брюках, гольфах и белых рубашках. Они идут в школу одни, без сопровождения взрослых — скорее всего, их родители в это время уже трудятся.
Да, в столичных школах часто нет стекол в окнах. Да, в горах дети идут километры под дождем и снегом. Да, они учатся при свете дня, потому что вечером может не быть ни лампы, ни свечи. Но возможность получить образование для них перевешивает все трудности. Это не просто уроки — это шанс изменить свою жизнь, выбиться в люди и построить будущее, отличное от участи предыдущих поколений.
Читайте также: Камасутра в дереве и колокол лающих собак: Бхактапур
