На днях я писала про дноуглубительный снаряд столетней давности, который некоторые люди даже принимают за современную технику.
Интересно, а какая техника еще встречалась в начале ХХ века? Это очень легко узнать, посмотрев фотографии Прокудина-Горского, снятые около 110 лет назад.
Если у вас вызовет удивление то, что фото цветные - просто поищите информацию об этом фотографе в интернете. Он был пионером цветной фотографии и именно благодаря тому, что он первый снимал качественные цветные фото, ему оказывал огромное содействие даже сам император во всех его экспедициях.
Только тут я хочу рассказать не о землечерпательных машинах, которых автор снимал довольно много (листайте фото справа налево, их тут несколько), а о различном транспорте...
Вот на такой лодке, например, ездил сам Прокудин-Горский во время одной из экспедиций по реке Чусовой. А точнее, это глиссер с пропеллером:
По Мариинской системе в 1909 году фотограф путешествовал на паровом катере "Заря". Выглядел он так:
От Свири до Рыбинска он же ходил на служебном пароходе МПС "Шексна". Этот колёсный корабль можно видеть на довольно большом числе снимков по всему маршруту.
А вот еще пароход "Тюмень" На нем фотограф прошел по реке Тобол в 1912 году.
И даже имелся спецвагон, который выделили специально для фотографа и его техники.
Вот это настоящая роскошь. Про него сам Прокудин-Горский в своей автобиографической записке 1932 года писал следующее:
"В результате доклада его [министра путей сообщения Рухлова] Государю, мне был дан по Высочайшему Повелению Пульмановский вагон, специально оборудованный по моим указаниям. Там была устроена прекрасная лаборатория, превращавшаяся по желанию из светлой в темную, для исполнения работ в пути и на стоянках, а также помещение для жизни моей и моих сотрудников. Вагон этот предоставлен был в полное мое распоряжение, прицеплялся к указанному мною поезду, отцеплялся на той станции, где я предполагал работать и ставился на это время на запасной путь. Мы продолжали жить в своем вагоне, совершали поездки для съемки, а затем снова передвигались в следующий намеченный пункт. При вагоне был проводник, вагон снабжался, где было нужно, льдом и т.д."
А еще автомобиль. Во "Введении в мемуары" Прокудина-Горского упоминается некий автомобиль: "Для обработки Урала и перевала Уральского горного хребта в Екатеринбург был прислан новый автомобиль сист. Форда, пригодный для трудных дорог."
Прокудин-Горский его почему-то не сфотографировал, но выглядел он вот так:
Но в основном на фотографиях Прокудина-Горского все-таки речной транспорт, встреченный им в пути (хотя и его не густо):
Источник фотографий: www.prokudin-gorsky.org