Поморы раньше начинали свои промыслы в Белом и Баренцевом море еще ранней весной. Едва только вскроется на море лед, тотчас же они отправлялись охотиться на моржей и тюленей.
Промышляли так они и на побережье, и на островах Ледовитого океана, доходя вплоть до Вайгача, Новой Земли, и далее...
Но сложность хождения в северных морях в том, что в любой момент ветер может принести ледяные поля туда - где до этого была открытая вода, без единой льдинки.
Представьте, пришли вы к какому-нибудь острову, встали там для промысла, и начали охотиться на местных моржей. Вдруг ветер сменился и буквально за сутки остров окружило льдом.
И хорошо, если вы находитесь на острове. А если вы в этот момент идете по морю? В этом случае лодку просто раздавит льдами и унесет в неизвестном направлении. И сделать с этим ничего нельзя - против мощнейших сил природы не попрешь.
Поморам приходилось смиряться с этими смертельными опасностями. Но был метод, который некоторым людям мог помочь спастись.
Конечно, он зависел от везения, но, как говорится, "на бога надейся, но сам не плошай". И действовали промысловики следующим образом (тут я буду цитировать рассказ Ф.П. Литке, написанный им в 1824 году):
"На реке Никольской собирается до 10 и более карбасов. Тюлени ловятся близ берегов, в заливах, а иногда в реках; но первых ищут обыкновенно в отдалении от земли, там, где есть носящийся лед, которым весьма часто карбасы их затирает и носит по морю по нескольку недель.
Подобный случай был и в этом году с мещанином Иваном Протопоповым, с которым я встретился на острове Долгом.
Карбас его зимовал на Мединском завороте. По вскрытии льда отправился он на промысел с шестью человеками работников; но не успел еще миновать острова Зеленца, как его окружило непроходимым льдом и южным ветром понесло в море.
Карбас свой он тотчас окарбасил (вытащил на льдину и утвердил подпорками) и ожидал покойно своей участи. Их пронесло мимо островов Долгого и Матвеева в расстоянии не более двух верст, но они никак не могли пробраться к берегу.
Вскоре сделался ветер от SW, которым понесло их на вид острова Вайгача, от которого отливом опять утащило в море. Через 10 дней, в продолжение которых стояли тихие ветры, не действовавшие на льды, увидели они берега Новой Земли, к которой также не могли пристать.
Наконец, еще через 7 дней поднялся северо-восточный ветер, которым льды рассеяло, и они под всеми парусами пошли на S и на четвертый день прибыли к западной оконечности острова Варандея".
Но им, конечно, повезло. А могло и не повезти, и ветер угнал бы их вместе со льдами в открытый океан, где они и погибли бы. А могло лодку просто раздавить льдом, если бы не удалось ее на лед вытащить. И многие поморы именно так погибали.