Как в РЖД «заставили» пассажиров полюбить места у туалета. Любопытная история про маркетинг

В плацкартных (да и купейных вагонах) традиционно самыми плохими местами считались места в последнем купе. Бытовало мнение, что лучше даже ехать на верхней боковой, но в середине вагона, чем в последнем купе. И продавались эти места всегда в последнюю очередь. Но теперь все изменилось.

Как в РЖД «заставили» пассажиров полюбить места у туалета. Любопытная история про маркетинг

В последнее время в все чаще встречаю тексты о том, что теперь будто бы нет разницы, на каких местах ехать. Что якобы в современных вагонах места у туалета ничем не отличаются от остальных: хорошая вентиляция и звукоизоляция делают свое дело и никакого дискомфорта пассажиры из последнего купе не испытывают.

Мне приходилось в течение последнего года ездить в последних купе разных вагонах. Да, разумеется, в современных вагонах они стали лучше. Но, во-первых, звукоизоляция все же не абсолютная. Если физиологических звуков не слышно, то как работают насосы слышно прекрасно. Во-вторых, остались запахи. Пусть теперь не туалетные, но химические – тех жидкостей, которые применяются в биотуалетах.

Как в РЖД «заставили» пассажиров полюбить места у туалета. Любопытная история про маркетинг

Но вернемся к билетам. В последние годы в ФПК, кажется, поняли важное: плохие места в вагонах покупаются пассажирами от большой безысходности (ехать надо, а мест нет).

Есть много пассажиров, которые также, как я, например, ни за что не поедут на верхней боковой у туалета и предпочтут отложить поездку или выбрать купе, чем взять верхнюю боковушку.

Поэтому перевозчик смекнул, что на верхние боковые и на места у туалета нужно устраивать распродажу. Чтобы эти полки выкупали те, кто по полной цене не поехал бы вовсе или выбрал бы более низкий класс (сидячку, например), или вообще другой вид транспорта (более дешевые автобусы и т.д.).

Например, с января по март 2020 года верхние места в последнем купе и верхние боковые полки во всем вагоне (места 34, 36, 38, 40, 42, 44, 46, 48, 50, 52, 54) стоят на 30% дешевле, чем «нормальные». В результате очень скоро мы опять получим картинку, при которой эти места будут разбираться в первую очередь.

Во время распродаж 2019 года я успел заскриншотить динамику продаж, чтобы убедиться: верхние боковушки берут в первую очередь.

Как в РЖД «заставили» пассажиров полюбить места у туалета. Любопытная история про маркетинг

На скриншоте видно, что в большинстве вагонов верхние (обычные) и нижние места еще в продаже, а верхних боковых или нет, или остались считанные единицы.

Кстати, в купе большой скидки на 34 и 36 место я не наблюдал давно, но там между верхними и нижними местами в принципе всегда большая разница в цене.