На днях вспоминал: еще лет десять назад, когда хотели сказать о чем-то очень отсталом, то вспоминали РЖД, Сбербанк и Почту России. Сегодня компании сильно поменялись. РЖД ругают уже гораздо реже. Вот 4 причин, чем перевозчик переплюнул главную компанию в сфере связи в России.
1. Цифровизация.
Сегодня большая часть бумажных взаимоотношений пассажира и РЖД переведена в онлайн. Больше половины билетов продаются через сайт или приложение перевозчика. При посадке в вагон достаточно показать смартфон, а оплатить чай в большинстве большинстве поездов дальнего следования можно картой.
Почта тоже идет в эту сторону, но пока заметно медленнее. Уже можно отслеживать заказные отправления через Интернет, а в некоторых отделениях уже не нужно заполнять извещения для получения писем и посылок (достаточно зарегистрировать номер телефона и продиктовать СМС-ку). Однако у почты все еще совершенно ужасный сайт (попробуйте, например, найти там тарифы на пересылку почтовых карточек), а во многих отделениях невозможно купить конверты или марки с оплатой по карте.
2. Основная деятельность.
Очень сложно сравнить между собой несравниваемое: пассажирские перевозки и услуги связи. Сбои случаются и там, и там. Но, по моему личному наблюдению, на почте их все еще больше.
Я, как пассажир, в последнее время почти не сталкиваюсь с ужасным сервисом на РЖД. В таких поездах, как «Сапсан», «Ласточка», в фирменных составах и купейных вагонах поездка обычно проходит гладко и с удовольствием. Да и плацкарты становятся все лучше. Сбои в расписании – большая редкость. Неприятности бывают, но не так часто, как раньше.
На почте, к сожалению, простые письма все еще теряются, посылки идут неприлично долго, а извещения иной раз попросту забывают принести на дом. Нельзя сказать, что изменений к лучшему нет, но они не столь явны.
3. Нечестность.
К сожалению, и РЖД, и Почта продолжают жульничать по мелочам (а иногда и по крупному).
На мой взгляд, главная нечестность РЖД (она же ФПК) по отношению к пассажирам – это фирменные поезда с включенным питанием. Уровень обслуживания в таких поездах часто не сильно отличается от обычных составов (недавно я приводил пример с поездом «Россия» Москва – Владивосток), а питание – это в основном что-то довольно малосъедобное и самое дешевое.
Почта тоже продолжает жульничать. И дело не только во вскрытых письмах и посылках. Нечестность носит более системный характер. Недавно бабушка отправляли заказное письмо и принесла чек, на котором я увидел строку: «Сбор за наклеивание почтовых марок» (я описывал эту ситуацию в своем блоге здесь). Оказалось, что Почта на уровне регионов принимает решение о введении таких сборов и спускает сверху указания о взимании дополнительной платы. Формально операторы должны спрашивать, согласен ли клиент на наклеивание марок за деньги или наклеит их сам, но по факту этого никто не делает.
На мой взгляд, такое почтовое жульничество по мелочи – хуже, чем история с фирменными поездами. Все же пассажир заранее может узнать, на что покупает билет, сколько это стоит, а при несогласии с ценой выбрать другой поезд или другой вид транспорта. А почта крысятничает тайком и по мелочи.
4. Обратная связь.
Я нечасто писал обращения в Почту России и в РЖД, но когда все же обращался, чтобы прояснить какой-то вопрос, кого-то поблагодарить или наоборот пожаловаться, то всякий раз получал диаметрально противоположные ответы.
Из РЖД, как правило, перезванивали, уточняли суть проблемы, а затем присылали ясную бумагу от ответственного лица, с ответами на вопросы или описанием принятых мер.
Почта России, увы, все еще ограничивается отписками или вовсе не реагирует на послания.
***
Сперва я хотел сделать пять причин, чем РЖД лучше Почты России. В последнюю очередь я хотел писать о «горячих линиях» двух организаций. Но нет. Они ужасны и там, и там.