В Арктике встречаются островки, называемые кошками. По сути это длинная песчаная отмель, на которой вообще ничего не растет, а лишь прилетают птицы, да отдыхают моржи. Выглядят все эти кошки одинаково, вот так:
Представьте, идете вы по полярному морю на своем судне, уже осень, и до ближайшего населенного пункта - не близко. И вдруг шторм, корабль терпит крушение возле вот такой кошки. Другие суда по причине завершения сезона рядом не ходят, а связи у вас нет. Казалось бы, ложись на этот песочек да помирай.
Но есть в истории интересное описание зимовки на такой кошке, где части людей удалось выжить. 1–го сентября 1690 год кормчий Родион Иванов, вместе с двумя другими кораблями, потерпел кораблекрушение около острова Шарапова Кошка (это отмели в Карском море, близ западного берега Ямальского полуострова), куда он приехал бить моржей.
Летом-осенью там сплошь песок, а зимой этот песок покрыт льдом. Как людям удалось выжить в таком месте? Оказывается, действовали они так:
Было их 15 человек. В первую очередь они построили на самом высоком месте острова два домика. В качестве материала они использовали глину, кровь моржей и тюленей, а также их шерсть. От разбитых кораблей были использованы доски. Так с помощью досок и этого раствора они построили достаточно крепкие жилища, которые даже белым медведям не давали проникнуть внутрь.
Помещение получилось шириной в 2,5 метра. Внутри они построили печку, которую топили плавником (приплывающими на берег бревнами). Для освещения жилья, они растрепали несколько своих рубах, корабельных канатов и парусов, обмакивали это в ворвань (моржовый жир), и зажигали.
Первые восемь дней эти люди ничего не ели, кроме морской капусты. Ее вылавливали якорем и ели намоченной с остатками муки. Потом они питались мясом моржей и тюленей, а зимой – медведей и песцов, которых случалось убить (песцы, вероятно, попадали на остров зимой по льду). Медведя они добывали с помощью гарпунов и топоров, а песцов - капканами.
Кстати, медведей они старались есть по-минимуму, так как считали нечистыми. Они съели не больше 8 медведей, и то только из-за сильного голода. Нечистым они считали также и мясо моржа. 300 песцов, пойманных ими, были для них вкуснее.
Одно время голод был настолько силен, что они ели кожу от меха и свои сапоги, вымоченные немного в пресной воде, доставаемой из ям, выкопанных с большим трудом, а зимой – из снега.
В итоге большая часть людей все-таки погибла из-за цинги. Из 15 человек выжили лишь четверо. Когда зима подошла к концу, мимо наконец начали ходить русские суда. И так проходящий корабль спас четырех оставшихся мужчин после почти 10 месяцев пребывания здесь (история эта со слов Родиона Иванова была описана Н. Витсеном в книге «Северная и Восточная Тартария» в 1692 году).