Чем в 16 веке наши северные мореходы угощали иностранцев и какие подарочки получали взамен

На Русском Севере издавна было развито мореходство: из Архангельска, Мезени, Колы (сейчас это город-спутник Мурманска) и прочих приморских поселений поморы ходили на промыслы на Печору, остров Колгуев, Вайгач, Новую Землю, вплоть до Оби.

Чем в 16 веке наши северные мореходы угощали иностранцев и какие подарочки получали взамен

В середине 16 века английские купцы надеялись через Обь, о которой они узнали от русских, проникнуть в Катай. Поэтому Стивен Барроу был послан в 1556 году на небольшом судне «Серчтрифт» («Ищи выгоды») в нашу Арктику. С помощью русских промысловиков, встреченных в Коле, он добрался до Печоры, а потом самостоятельно дошел до Вайгача и Новой Земли, но дальше пробраться не смог.

Но тут я хочу рассказать о другом. А именно — о подарках, которыми обменивались мореходы. Интересно, что это был, похоже, такой обычай - встреченные суда непременно сближались, капитаны общались и обязательно дарили друг другу что-либо.

Стивен Барроу в своем дневнике упоминает о таких подарках несколько раз и тут я процитирую маленькие кусочки. Мне кажется, это довольно ярко показывает — что в принципе ели, и что считали ценным поморы в 16 веке.

Итак, 10 июня 1556 года англичане на своем судне встали у реки Колы. На следующий день к их борту причалила русская двадцативесельная ладья, в которой было 24 человека. Как пишет Барроу:

Шкипер ладьи поднес мне большой каравай хлеба, 6 кольцевидных хлебов, которые у них называют калачами, 4 сушеных щуки и горшок хорошей овсяной каши; я же дал шкиперу лодки гребень и маленькое зеркало. Он заявил мне, что отправляется на Печору, после чего я предложил всем им выпить. Когда начался отлив, они удалились в очень расположенном к нам настроении. Шкипера звали Федор.

...

Пока мы стояли на этой реке, мы ежедневно видели, как по ней спускалось вниз много русских ладей, экипаж которых состоял минимально из 24 человек, доходя на больших до 30. Среди русских был один, по имени Гавриил, который выказал большое расположение ко мне, и он сказал мне, что все они наняты на Печору на ловлю семги и моржей... Гавриил подарил мне бочонок меда, а один из его друзей — бочонок пива; их несли на плечах не менее как 2 мили....
За его помощь и товарищеское отношение к нам при проходе через мели я вознаградил его двумя маленькими гребешками из слоновой кости, стальным зеркалом и еще двумя-тремя безделушками; все это он принял с благодарностью.

...

Потом уже дальше по маршруту "как только мы стали на якорь, вышеупомянутый Гавриил подъехал к нашему борту с четырьмя или больше маленькими лодками и привез русской водки и меда; он высказал мне свои дружеские чувства и радовался снова видеть нас, говоря, что они серьезно думали, что мы погибли. . . я попросил 4 или 5 человек в мою каюту, где и предложил им винных ягод и вообще угостил их чем мог" (винными ягодами скорее всего он называет сушеный инжир).

...

Потом Барроу добрался до Новой Земли, увидел парус, выбегавший из-за мыса, и послал шлюпку навстречу. "Начальник русской шлюпки сказал, что он был вместе с нами на реке Коле и что мы проехали дорогу, которая ведет на Обь... Я подарил ему стальное зеркало, 2 оловянных ложки и пару ножей в бархатных ножнах. После этого он как будто согласился пробыть с нами некоторое время и дал мне все сведения, какие он имел и которые относились к целям нашей экспедиции. Он подарил мне 17 диких гусей и сообщил мне, что их 4 лодки были отнесены ветром от Канина Носа к Новой Земле. Имя этого человека было Лошак.

...

Вечером мы стали на якорь среди Вайгачских островов, где мы увидели 2 маленькие ладьи. Одна из них подошла к нашему борту, и я получил в подарок большой каравай хлеба. Люди из этой ладьи сказали мне, что все они были из Колмогро (Холмогор, видимо), кроме одного, проживавшего на Печоре; этот последний был, кажется, самым опытным из них в охоте на моржей.

В общем, наши мореходы дарили хлеб, калачи, овсяную кашу, водку, мед, сушеную щуку, свежих гусей (и прочую добытую рыбу и дичь). А иностранцы взамен — гребни из слоновьей гости, стальные зеркала, ножи в красивых ножнах, оловянные ложки, и прочие мелкие, но не самые дешевые вещички.