Каждый раз, видя выставку обуви возле тайских буддистских храмов, массажных салонов и даже мелких магазинчиков, у меня возникает вопрос: «А почему их не воруют?». Ведь довольно неплохая и недешевая обувь встречается, риск нулевой - ни тебе камер, ни охранников...
Не то, чтобы я сам позарился, но мысль сидит - может я такой напрочь испорченный, может менталитет про «плохо лежит» покоя не даёт.
В общем, я решил самих владельцев этих самых тапок поспрашивать, дождался у входа в буддистский храм на Екамаи, в Бангкоке подходящую тайку, умиротворенно удовлетворённую после молитвы, и, расшаркиваясь в тысячах капункапов, пристал к ней с этим вопросом.
Тут главное - тупого фаранга включить, я это умею, и улыбаться виновато так, беспомощно...как ребёнок большой и седой, работает почти всегда.
Тайка сносно говорила на тайинглише, проблем с коммуникациями не возникло.
Сказала, что даже мысли не возникает о том, что вернувшись, она свою обувь не найдёт. Потому что людям верит и меряет их по себе.
А вот ее мотивация меня удивила. Никаких высоких слов и уголовщины. В основе бухгалтерия лежит, ментальная, духовная и, как ни странно, практицизм на религии основанный.
В буддизме, который в каждом тайце на инстинктивном уровне заложен, нет понятия отпущения грехов. Есть очки в плюсик и в минусик, потом сальдо подводится и ты переселяешься, после смерти - либо выше по карьерно-реинкарнационной лесенке, либо вниз.
Так вот, цена сланцев и выгода от того, что ты их стырил, с огромным жирным минусом в карме просто несопоставима. Замолить или купить индульгенцию не получится. Значит придётся делать много много добрых дел, тратя время, энергию и деньги, чтобы баланс улучшить.
Не выгодно!
Поблагодарив моего информатора, я подумал, что христианская доктрина с ее институтом отпущения через оплаченного посредника в рясе, явно что то не учитывает...
Впрочем, кто я такой, чтобы догматы оспаривать?!
А Вы как думаете?