Особый статус: почему служебные удостоверения в России — это больше, чем просто документ

В нашем обществе нет ничего, что так моментально меняло бы восприятие человека, как служебное удостоверение. Это не просто документ — это своего рода социальный пропуск, и чем весомее организация, выдавшая «корочку», тем выше статус её обладателя в собственных глазах и во мнении окружающих.

Наша культурная особенность

В этом мы, пожалуй, проявляем свою особую, «скифско-азиатскую» натуру. Подобное почтительное отношение к символам должностной власти больше характерно для иерархических систем Востока, например, китайских или монгольских. На Западе удостоверения, конечно, тоже существуют, но там они часто выполняют сугубо утилитарную функцию. Скажем, для английского полицейского показать значок — всё равно что предъявить оружие, это способ быстро легитимизировать свои действия. У нас же круг «краснокорочников» гораздо шире: это не только многочисленные силовики, но и сотрудники налоговых служб, пожарные, санэпидемнадзора, чиновники всевозможных администраций и, конечно же, депутаты.

Страх и ненависть вместо уважения

Однако наша самобытность в сравнении с теми же восточными культурами заключается в эмоциональном фоне этого отношения. Если там к чиновнику испытывают уважение, смешанное со страхом, то у нас доминирует именно страх, который щедро приправлен глухой, накопленной годами ненавистью.

Это подтверждается и социологией. Согласно опубликованным рейтингам страхов и фобий россиян, боязнь произвола со стороны властей обогнала по значимости даже тревоги о собственном здоровье и материальном благополучии. Выше этого страха стоит только угроза мировой войны.

Образ в культуре и социальный раскол

Ярчайшую иллюстрацию этой силы «ксивы» подарило нам советское кино. Вспомните гениальную сцену из «Бриллиантовой руки», где герой Андрея Миронова, ткнув в нос управдомше Нинель Мордюковой милицейское удостоверение, мгновенно превращает её из грозной хозяйки подъезда в запуганную и растерянную женщину. В этом жесте — вся суть: торжество обладателя статуса и дикий, животный страх того, кто его лишён.

По сути, российское общество делится на две неравные части: тех, у кого есть «корочка», и тех, у кого её нет. Первые зачастую обладают не только документом, но и реальными рычагами влияния, а главное — корпоративной солидарностью. Поэтому те, кто «без», боятся не конкретного человека с кусочком красного картона в руках, а всей невидимой массы, которая стоит за его спиной и придаёт этой картонке силу.

Личный опыт и ирония судьбы

У меня в жизни тоже были свои «корочки», и я на себе испытал то странное ощущение власти, которое они дают, а также негласное соревнование — чьё удостоверение «круче». Об этом, а также о внутренней кухне этого мира, я планирую рассказать в следующий раз.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!

Или не подписывайтесь — сейчас я уже не обладаю теми атрибутами власти, которые могли бы вас к этому принудить. Мой «авторитет», увы, сдулся, как воздушный шарик.