В России меняется законодательство и с 2021 года женщинам разрешат быть машинистами, в том числе в метро. Несмотря на новый закон, в петербургском метро женщин брать на работу не собираются. А в Москве наоборот!
Почему сейчас женщины не могут водить поезда?
Сейчас существует законодательно определенный список из 400 профессий, куда не берут женщин. Документ называется перечень производств, работ и должностей с вредными или опасными условиями труда, где ограничено применение труда женщин.
Среди профессий, которые негативно влияют на труд, названа и профессия машинистов поездов, – не только метро, но и наземной железной дороги.
Машинистов в метро никогда не было?
Были! И в Москве, и в Ленинграде. Особенно много их было в довоенные и послевоенные годы. Однако после принятия в 1980-х годах упомянутого выше перечня, все поменялось. Новых женщин-машинистов уже не брали, однако уже работавших увольнять никто не стал.
Известно, что еще в начале 2010-х на Сокольнической линии работала последняя женщина-машинист – Наталья Владимировна Корниенко.
Что изменится с 2021 года?
В начале 2021 года перечень профессий, на которые невозможно трудоустройство женщин, будет сокращен примерно в четыре раза.
Минтруд снимает ограничение на трудоустройство женщин на позиции машиниста электропоезда (электрички), скоростных и высокоскоростных поездов («Ласточка», «Сапсан» и другие), а также машиниста метрополитена.
Почему было нельзя, а стало можно?
На железной дороге изменение нормативов объясняют тем, что в современных электропоездах созданы безопасные и комфортабельные условия труда. При этом там отмечают, что есть старые типы локомотивов, где действуют вредные факторы и там женщины работать по-прежнему не смогут. Например, при сортировке вагонов.
Заммэра Москвы Максим Ликсутов недавно пообещал, что в Московском метро женщин будут отправлять работать исключительно на новые поезда «Москва».
Как отнеслись к нововведениям в Москве?
Ликсутов рассказал, что в московском метро долго добивались разрешения о приеме на работу женщин.
«Мы добивались этого решения два с половиной года. Требования к кандидатам традиционно очень высоки. Они касаются и состояния здоровья, и качества знаний. Прежде чем выйти на линию, будущие машинисты проходят строгий отбор, а затем обучаются в современном учебно-производственном центре. Программа для женщин не будет отличаться от мужской. Только после успешной сдачи экзамена машинист заступает на работу в депо. И мы уверены, что женщины справятся с этой работой. Московский метрополитен сегодня первый в России по количеству обучаемых машинистов метропоездов», — рассказал заместитель Мэра Москвы.
А что в Петербурге?
А в Петербургском метро решили избрать дискриминационную тактику. В пресс-службе городской подземки объяснили, что работа машиниста связана со стрессом и нахождением «в темноте и под землей, а представительницы слабого пола могут с этим не справиться».
Представитель метрополитена отметил, что работа машиниста заключается не только в нажимании кнопок и сидении за контроллером.
«Есть такое понятие, как монотонность. Человек катается по кругу, практически в полной темноте. Тут вопрос физического состояния. Надо подумать о женщинах – зачем им это?» – цитирует «Форпост» представителя пресс-службы метро.
О том, что в Москве иной подход, в Петербурге знают, однако не поддерживают решение коллег из столицы.
Кстати, пресс-секретарь петербургской подземки женщина. И любит фотографироваться в кабине поезда метро, пусть и музейной.
Подпишитесь на нас в Вконтакте, Фейсбуке или Одноклассниках, чтобы не пропускать новые публикации. А в Телеграме мы еще и постим важные ж/д новости.