12 лет назад в Петербурге официально появился скоростной трамвай. Он связал на севере города между собой два крупных проспекта – Гражданский и Просвещения, а заодно и две крупные станции метро, расположенные на разных линиях, но на одном уровне.
Поначалу трамвай анонсировали, как суперскоростной прорывной проект. Для него проложили новые пути и обещали, что чуть ли ни светофоры будут загораться зеленым, когда трамвай будет подъезжать к ним. Но потом довольно быстро об особом статусе забыли – лишь 100-й номер, присвоенный в честь 100-летия петербургского трамвая, напоминает, что это не просто маршрут, а особый. На днях я пошел посмотреть, какие модели трамваев его обслуживают. И вот, что я увидел.
Символично, что первой машиной, попавшейся мне оказался трамвай с бортовым номером 0100. Это модель 71-931, второе название которой – «Витязь». И это не простой «Витязь». Спорю, что большинство из вас его не видело.
Этот трамвай – 2015 года выпуска. Примечателен он тем, что вагонов модели 71-931 было произведено всего 11 штук. Им на смену довольно быстро пришли модернизированные 71-931М или «Витязь-М». Они и стали самыми известными и самыми массовыми из всех современных российских трамваев.
Именно такой трамвай, с приставкой М, попался мне следующим номером. Этот вагон – 2017 года выпуска. Внимание на «морды»! Они отличаются довольно сильно.
Трамвай этой модели хорошо знают и в Москве. Правда в столицу он поставляется в синем кузове. Ниже – фото из Москвы.
Но вернемся к 100-му маршруту. После двух современных машин мне повстречался не очень свежий вагон. Зато – петербуржец по рождению. Этот трамвай – модель ЛМ-99АВ, произведенная на петербургском трамвайном заводе в 2005 году. Сейчас того завода уже нет (был признан банкротом в 2013 году)...
Конкретно эта модель – с буквами АВ – интересна тем, что строилась по заказу Москвы. Но потом столица отказалась и более 30 вагонов остались в городе на Неве, где и эксплуатируются по сей день. Интересно, окраска проходила у них как коммерческая или как социальная реклама?
Следом – еще одна такая же модель и модификация, но по другому маршруту и уже в стандартной окраске без рекламы.
А вот еще один родственник. Модель та же – ЛМ99, но модификация другая. Не АВ, а К. Таких было сделано 121 штука.
После еще нескольких «Витязей» пришел старичок ЛВС-86К. Разработанный еще в советское время на все том же Ленинградском заводе, конкретно этот вагон появился на свет в 1994 году. Думаю, не ошибусь, если скажу, что ЛВС-86 в тех или иных модификациях – на сегодня самый массовый трамвай в Петербурге. Кстати, он шел с кольца в парк, а вовсе не по 100-му маршруту, но и «сотка» бывает такой.
Вот, например, ЛВС-86К, но уже по маршруту №100. Это вагон 1989 года выпуска. Самый пожилой из увиденных мною сегодня трамваев в уже знакомой нам ливрее, призывающей соблюдать ПДД и подключаться к одному из петербургских интернет-провайдеров.
Встретились два друга одной модели (ЛВ-99), но разной модификации. У левого, например, задняя площадка – уже низкая, а у правого – еще высокая. Разница между ними – всего четыре года (2002 и 2006 годы выпуска, соответственно).
Ну и, конечно, я не мог уйти домой, не дождавшись главного «гвоздя» программы. Встречайте – «Богатырь».
Модель 73-923 – очень редкая «пташка». В Петербурге всего три «Богатыря», и все они – на 100-м маршруте. Кстати, кто-нибудь знает, пошел ли трамвай в серию, и ходит ли еще хоть где-нибудь? У меня есть стойкое ощущение, что его производство так и ограничилось этими тремя вагонами.
Вот он же, этот самый трамвай номер 0201, на красивой фотосессии в центре Петербурга. Не знаю, зачем производитель на своем сайте обрезал половину фото. Наверное, посчитал, что так более стильно.
Кстати, в 2019 году был представлен модернизированный «Богатырь-М» и вроде как его в больших количествах уже заказали и Москва, и Петербург.
Ну и когда я уже шел домой, мне попался еще один любопытный экземляр. Вот он.
Это модель ЛВС-97. Не вдаваясь в подробности, отмечу лишь, что этот конкретный вагон имеет интересную судьбу. Буду произведенным в Петербурге, он успел повозить белорусов в славном городе Витебске, после чего вернулся на родину.
Вот сколько всего интересного и редкого из трамвайного мира можно увидеть в Петербурге, походив всего час вдоль путей 100-го маршрута.