Попасть в такое путешествие достаточно сложно. Но мне, можно сказать, повезло. Пока большинство россиян ловило последние дни лета, я вылетел за Полярный круг, чтобы отправиться в один из самых необычных «круизов» в своей жизни — на танкере с грузом нефти по Северному морскому пути, с Ямала в Мурманск.
Мне всегда интересны подобные истории, где можно не просто посмотреть или почитать, как и что делается, а увидеть своими глазами и поучаствовать в процессе. Это позволяет получить собственное представление о происходящем, чтобы затем рассказать самое интересное своей огромной аудитории.
Итак, как же доставляют ямальскую нефть по Северному морскому пути?!
Начинается всё на Приёмо-сдаточном пункте в Мысу Каменном, куда по трубопроводу поступает нефть с Новопортовского месторождения (одного из крупнейших разрабатываемых на Ямале), которое располагается примерно в 100 километрах южнее.
Нефть, которую здесь добывают, является в своем роде уникальной, она выделена в отдельный сорт - Novy Port. Эта нефть очень легкая и отличается низким уровнем содержания серы, благодаря чему очень высоко ценится у западных покупателей.
Почему именно танкеры, а не трудопровод?
Из-за большой удаленности Новопортовского месторождения от магистральных трубопроводов нефть отсюда нет возможности транспортировать традиционным способом, поэтому ее возят танкерами во Севморпути.
С одной стороны, это вынудило создать довольно сложную с точки зрения логистики цепочку транспортировки. С другой стороны, высококачественная нефть не смешивается с другими сортами, а значит ее ценность на рынке значительно вырастает.
С Приемо-сдаточного пункта нефть направляется на танкеры для дальнейшей ее транспортировки в Мурманск.
Делают это с помощью уникального и единственного в мире арктического терминала "Ворота Арктики", расположенного в пресных водах (подробно о том, как это происходит, я рассказывал в недавнем материале).
Специально для работы в Арктике "Газпром нефть" создала собственный флот. На линии Мыс Каменный-Мурманск работает 2 ледокола-близнеца "Андрей Вилькицкий" и "Александр Санников" и 6 танкеров. Грузовместимость последних относительно небольшая - 40 тыс. тонн. Почему?
Полная загрузка одного танкера занимает около 8 часов чистого времени и около 12-14 часов с учетом операций подхода-отхода, шланговки, а также оформления документов.
Иногда процесс загрузки затягивается или даже может прерываться, например, из-за шторма. Именно так произошло, когда мы уже настроились выходить в путь, но из-за разыгравшегося сильного ветра пришлось около 12-ти часов ждать возможности продолжить загрузку нашего танкера «Штурман Скуратов», и только потом отправиться в путешествие.
Но все прошло успешно, и ранним утром 30 августа мы отправились в четырехдневный путь по Северному морскому пути.
Он, кстати, представлялся очень долгим, а на поверку получился довольно коротким из-за отличной погоды, потрясающей команды и постоянных «активностей» в пути. Довелось и в учениях по эвакуации с судна поучаствовать, и облазить танкер вдоль и поперек, заглянув в самые интересные его места и отделения, и много пообщаться со специалистами, которые рассказывали и показывали, как все устроено.
Честно говоря, я почему-то был уверен, что расстояние более чем в 2000 километров танкеры преодолевают гораздо медленнее.
Но каждый раз, когда поднимался на капитанский мостик и смотрел на наше положение в море, обращал внимание, что мы продвинулись достаточно далеко.
Незадолго до прохода Карских Ворот мы встретили идущий навстречу аналогичный танкер. Он шел на загрузку к арктическому терминалу "Ворота Арктики».
Баренцево море встретило потрясающей погодой, дало дважды полюбоваться закатами и один раз рассветом.
А вот второй рассвет мы встречали уже в Кольском заливе, на подходе к Мурманску.
Когда я рано утром открыл глаза и взглянул в иллюминатор, то увидел совсем рядом с нашим, казавшимся таким большим танкером, громадину раза в три больше: мы медленно подходили к финальной точке нашего арктического круиза — огромному танкеру-накопителю.
Его борт был чуть ли не выше нашего капитанского мостика, а размерами палубы он и вовсе напоминал авианосец.
Танкеры, которые возят нефть с Новопортовского месторождения «Газпром нефти», перегружают нефть в танкер-накопитель «Умба» грузовместимостью 300 тысяч тонн.
На этом миссия танкеров, которые транспортируют нефть, заканчивается. Они загружаются провизией для себя и ледоколов, обеспечивающих погрузку нефти в Обской губе, и отправляются в 4-дневный обратный путь за новой порцией нефти.
А в назначенное время к «Умбе» подойдут танкеры уже покрупнее, вместимостью в 100 тысяч тонн, которые аберут нефть Novy Port на свой борт и отправятся дальше, каждый в свой порт и на нефтеперерабатывающие заводы...
———
Подписывайтесь на мой инстаграм-аккаунта @travelmaniac_ru, чтобы следить за моими путешествиями в режим он-лайн в сторис и публикациях.