Ребятам из National Geographic однозначно стоит приехать в русскую Арктику, чтобы снять один из выпусков своего сериала «Мегасооружения» об этом уникальном объекте.
80-метровый желтый великан, возвышающийся в суровых водах Обской губы далеко за Полярным кругом, впечатляет и завораживает. Это единственное подобное сооружение в суровом климате российской Арктики.
Говоря простым языком, терминал «Ворота Арктики» — гигантская «нефтеколонка», заправляющая ямальской нефтью танкеры, которые везут ее далее по Северному морскому пути.
Что делает этот гигант посреди Обской губы и для чего его понадобилось построить именно в этом месте, несмотря на суровый климат и большую удаленность от материковой инфраструктуры?
Дело в том, что, по сути, это был самый реальный вариант для транспортировки сырья с Новопортовского месторождения компании «Газпром нефть».
Кстати, нефть Новопростовского месторождения особая - она выделена в отдельный сорт Novy Port и по своим свойствам относится к категории "легких", т.к. почти не содержит серы. Поэтому очень ценится, особенно на нефтеперерабатывающих заводах
Ближайший к месторождению магистральный нефтепровод находится в 700 километрах, и вести к нему ветку в арктической тундре очень затратно, как с точки зрения строительства, так и с точки зрения дальнейшей эксплуатации.
Поэтому компания решила транспортировать нефть не традиционным способом по трубе, а по воде — по Северному морскому пути. Оставалось лишь решить задачу погрузки нефти на танкеры...
Для этого от Новопортовского месторождения проложили 100-километровый нефтепровод к ближайшему удобному месту для погрузки в Обской губе — поселку Мыс Каменный. Здесь, в трех километрах от берега, и построили «Ворота Арктики».
Нефть в нем не хранится, терминал лишь загружает ею танкеры. А качают жидкое золото на суда с Приемо-сдаточного пункта, расположенного на берегу, из огромных емкостей по 10 и 20 тыс. тонн каждая.
Сам терминал необитаем и все операции выполняются из операторной на Приемо-сдаточном пункте, но это уже когда танкер «подключится» к терминалу.
Сам же процесс «подключения» — еще то зрелище, которое мне дважды довелось наблюдать с борта судна обеспечения — ледокола «Андрей Вилькицкий».
Весь процесс шланговки танкера занимает около 2 часов и происходит следующим образом: сначала ледокол обеспечения подходит к терминалу и забирает с него тросс-проводник. Затем передает его на борт танкера и отходит на небольшое расстояние, страхуя процесс шланговки.
Танкер медленно подходит носом к терминалу, и оттуда постепенно опускается шланг к приемному устройству. Затем происходит подключение и начинается подача нефти.
Процесс погрузки танкера занимает 8-9 часов. За это время в танки закачивается около 38 тыс. тонн нефти.
Вот как процесс шланговки танкера с терминалом выглядит ночью с носа ледокола обеспечения:
В завершение несколько интересных фактов.
Терминал «Ворота Арктики» работает даже в 50 градусный мороз, имеет защищенный от гидроударов и штормов конус, систему моментальной расстыковки с танкером без пролива даже ложки нефти.
Нефть в терминал подается со скоростью 6,6 тыс. кубометров в час и подогревается до температуры +45 градусов, чтобы исключить парафинирование из-за низких температур.
Это единственный в мире подобный терминал, расположенный в пресных водах за Полярным кругом.
———
Подписывайтесь на мой инстаграм-аккаунта @travelmaniac_ru, чтобы следить за моими путешествиями в режим он-лайн в сторис и публикациях.