Сделано в России и нам есть чем гордиться: уникальный арктический нефтеналивной терминал

Сделано в России и нам есть чем гордиться: уникальный арктический нефтеналивной терминал

Ребятам из National Geographic однозначно стоит приехать в русскую Арктику, чтобы снять один из выпусков своего сериала «Мегасооружения» об этом уникальном объекте.

80-метровый желтый великан, возвышающийся в суровых водах Обской губы далеко за Полярным кругом, впечатляет и завораживает. Это единственное подобное сооружение в суровом климате российской Арктики.

Говоря простым языком, терминал «Ворота Арктики» — гигантская «нефтеколонка», заправляющая ямальской нефтью танкеры, которые везут ее далее по Северному морскому пути.

Сделано в России и нам есть чем гордиться: уникальный арктический нефтеналивной терминал

Что делает этот гигант посреди Обской губы и для чего его понадобилось построить именно в этом месте, несмотря на суровый климат и большую удаленность от материковой инфраструктуры?

Дело в том, что, по сути, это был самый реальный вариант для транспортировки сырья с Новопортовского месторождения компании «Газпром нефть».

Кстати, нефть Новопростовского месторождения особая - она выделена в отдельный сорт Novy Port и по своим свойствам относится к категории "легких", т.к. почти не содержит серы. Поэтому очень ценится, особенно на нефтеперерабатывающих заводах

Ближайший к месторождению магистральный нефтепровод находится в 700 километрах, и вести к нему ветку в арктической тундре очень затратно, как с точки зрения строительства, так и с точки зрения дальнейшей эксплуатации.

Поэтому компания решила транспортировать нефть не традиционным способом по трубе, а по воде — по Северному морскому пути. Оставалось лишь решить задачу погрузки нефти на танкеры...

Сделано в России и нам есть чем гордиться: уникальный арктический нефтеналивной терминал

Для этого от Новопортовского месторождения проложили 100-километровый нефтепровод к ближайшему удобному месту для погрузки в Обской губе — поселку Мыс Каменный. Здесь, в трех километрах от берега, и построили «Ворота Арктики».

Нефть в нем не хранится, терминал лишь загружает ею танкеры. А качают жидкое золото на суда с Приемо-сдаточного пункта, расположенного на берегу, из огромных емкостей по 10 и 20 тыс. тонн каждая.

Сделано в России и нам есть чем гордиться: уникальный арктический нефтеналивной терминал
Приёмо-сдаточный пункт и вахтовый поселок нефтяников в Мысе Каменном, Ямал.
Сделано в России и нам есть чем гордиться: уникальный арктический нефтеналивной терминал
Приёмо-сдаточный пункт и вахтовый поселок нефтяников в Мысе Каменном, Ямал.
Сделано в России и нам есть чем гордиться: уникальный арктический нефтеналивной терминал
Приёмо-сдаточный пункт и вахтовый поселок нефтяников в Мысе Каменном, Ямал.
Сделано в России и нам есть чем гордиться: уникальный арктический нефтеналивной терминал
Приёмо-сдаточный пункт и вахтовый поселок нефтяников в Мысе Каменном, Ямал.
Сделано в России и нам есть чем гордиться: уникальный арктический нефтеналивной терминал
Приёмо-сдаточный пункт и вахтовый поселок нефтяников в Мысе Каменном, Ямал.

Сам терминал необитаем и все операции выполняются из операторной на Приемо-сдаточном пункте, но это уже когда танкер «подключится» к терминалу.

Сам же процесс «подключения» — еще то зрелище, которое мне дважды довелось наблюдать с борта судна обеспечения — ледокола «Андрей Вилькицкий».

Сделано в России и нам есть чем гордиться: уникальный арктический нефтеналивной терминал
Ледокол забирает проводник около терминала
Сделано в России и нам есть чем гордиться: уникальный арктический нефтеналивной терминал
Ледокол забирает проводник около терминала
Сделано в России и нам есть чем гордиться: уникальный арктический нефтеналивной терминал
Ледокол забирает проводник около терминала

Весь процесс шланговки танкера занимает около 2 часов и происходит следующим образом: сначала ледокол обеспечения подходит к терминалу и забирает с него тросс-проводник. Затем передает его на борт танкера и отходит на небольшое расстояние, страхуя процесс шланговки.

Танкер медленно подходит носом к терминалу, и оттуда постепенно опускается шланг к приемному устройству. Затем происходит подключение и начинается подача нефти.

Процесс погрузки танкера занимает 8-9 часов. За это время в танки закачивается около 38 тыс. тонн нефти.

Вот как процесс шланговки танкера с терминалом выглядит ночью с носа ледокола обеспечения:

Сделано в России и нам есть чем гордиться: уникальный арктический нефтеналивной терминал
Терминал в 100 метрах от носа ледокола
Сделано в России и нам есть чем гордиться: уникальный арктический нефтеналивной терминал
Терминал в 100 метрах от носа ледокола
Сделано в России и нам есть чем гордиться: уникальный арктический нефтеналивной терминал
Терминал в 100 метрах от носа ледокола
Сделано в России и нам есть чем гордиться: уникальный арктический нефтеналивной терминал
Терминал в 100 метрах от носа ледокола
Сделано в России и нам есть чем гордиться: уникальный арктический нефтеналивной терминал
Терминал в 100 метрах от носа ледокола

В завершение несколько интересных фактов.

Терминал «Ворота Арктики» работает даже в 50 градусный мороз, имеет защищенный от гидроударов и штормов конус, систему моментальной расстыковки с танкером без пролива даже ложки нефти.

Нефть в терминал подается со скоростью 6,6 тыс. кубометров в час и подогревается до температуры +45 градусов, чтобы исключить парафинирование из-за низких температур.

Это единственный в мире подобный терминал, расположенный в пресных водах за Полярным кругом.

———

Подписывайтесь на мой инстаграм-аккаунта @travelmaniac_ru, чтобы следить за моими путешествиями в режим он-лайн в сторис и публикациях.